Выбор читателей
Популярные статьи
Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.
В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.
1. Распределите роли - решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.
2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель - товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.
3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.
1.
Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она - мама, куклы - дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.
Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.
2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.
3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки - это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми.
1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.
2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.
3. Мальчикам нравится играть роль отца - они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» - так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.
4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив - предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки - это поможет ребенку обрести уверенность в себе.
5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком - не бойтесь - это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.
Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их взаимоотношениями изанятиями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей,
учатся выстраивать отношения с окружающими.
Мальчикам – танки и сабли, девочкам - куклы и бантики: это нам всем внушали еще в детстве. Так что совершенно нормально, если маму и папу крайне озадачивают «девичьи» интересы сына. Маленький мужчина, отодвинув в сторону солдатиков и машинки для мальчиков, играет в пупсов и балерин... Что это значит и нужно ли родителям с этим бороться, «Летидор» выясняет у психолога Алины Делисс.
Алина Делисс, психолог
Раньше в мальчиках обязательно воспитывали такие качества, как мужественность, упорство, сила и храбрость. Но мир постоянно меняется, и вместе с ним меняются и методы воспитания детей. Некоторые родители сейчас считают, что под видом мужественности культивировали грубость, а умением постоять за себя оправдывали агрессию. Тем не менее, мальчик должен оставаться мальчиком, так что ситуация, когда сын больше тянется к куклам, нежели к танкам, саблям и пулеметам, несколько озадачивает родителей.
Наш психолог спешит успокоить мам и пап: «девчачьи» игры и даже интерес к женской одежде не всегда критичны!
Давайте рассмотрим основные причины таких предпочтений мальчиков.
И раз уж есть причины со знаком «минус», наша задача – выяснить, в каких случаях необходимо родительское участие.
Одно дело, когда мальчик просто играет в куклы, и совсем другое – когда у ребенка прослеживается четкое желание принадлежать к другому полу. Это говорит о том, что в семье царит неблагоприятная обстановка.
Обратите пристальное внимание на поведение сына и ответьте на следующие вопросы:
Если вы ответили утвердительно на большинство этих вопросов, пора взять ситуацию под свой контроль. Однако помните, что как бы, на ваш взгляд, пугающе ни выглядела ситуация, вы не должны поддаваться панике.
Если понаблюдать, как ребенок играет в эту простую, известную всем с детства игру, можно узнать о нем много нового. Игра позволяет детям "примерить" взрослые роли. Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. Девчушка с удовольствием пеленает куклу
, кормит ее с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Таким образом, каждый из детей готовится к взрослой жизни. И очень важно, чтобы ребятишки почувствовали себя в этой игре успешными и уверенными.
От имитации к импровизации
Игра в дочки-матери нередко начинается уже с момента введения прикорма: "..Ложку каши мишутке, ложечку - Светочке". Эти простые действия малыш потом повторяет самостоятельно. Собственно, понятие "забота" - основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только кроха берет под свое покровительство пупса, ушастого зайца или куклу (неважно, что пока он способен только носить игрушку с собой и качать ее), можно сказать, что сделан еще один шаг к взрослению.
Первый этап игры (1,5-2 года)
- имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.
На втором этапе (от 3 лет)
малыш уже не просто копирует действия взрослых, но и сам разыгрывает сценки. Кукла или мишка уже могут отворачиваться от ложки с кашей, капризничать, бояться или смеяться. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.
Ребенку 4-6 лет
, играющему в дочки-матери, и детям постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребенка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведенная им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну. Вообще, некоторые мальчишки с удовольствием играют в куклы, но это увлечение обычно недолговечно. А вот для девочек 4-6 лет дочки-матери - основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового "репертуара" к первому или самое позднее - к пятому классу.
Заботливый отец
Если мальчик играет в куклы... Это совершенно нормально! В возрасте 2-3 лет мальчишки, как и их сверстницы, могут увлеченно "воспитывать" малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребенку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли: папа в игре дочки-матери, врач, если дети играют в больницу. Условность действий (все происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно также, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра дает малышу возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путем „отыгрывания" конфликтных ситуаций.
Прогулки с коляской
После 2-3 лет игра постепенно усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, кроха получает представление об объеме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Еще один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, - коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребенка, развивают ловкость, ведь малышу приходится делать повороты, спускаться и подниматься.
Что в игре должно насторожить?
Сильная агрессия.
Кроха бьет или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жесткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.
Повторяющиеся сюжеты.
Ребенок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: „Ты - плохая девочка, нужно проситься на горшок!" Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.
Сексуальные мотивы.
Если в игре появляются "постельные сцены", нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.
Какую куклу выбрать?
Первую куклу стоит дарить крохе не раньше полутора лет. До этого времени ребенок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. Поэтому скоро дорогая кукла окажется разобранной по частям. Позже малыш, наблюдая за своим окружением, обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других не менее интересных действий. Купание, переодевание - такие манипуляции ребенок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются. Девочке старше 2 лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, например Братц, которую можно мыть, расчесывать и заплетать в косички. Еще одно правило: если Вы решили купить пупса, то кукле не нужно иметь пол. Малыш сам решит, кем она станет во время игры.
Содержимое
Для заботливых родителей особое значение имеют увлечения ребенка. Мамы и папы предлагают малышу на выбор множество игрушек. Но бывает так, что выбор ребенка вызывает недоумение или даже озабоченность. Например, когда мальчик играет в куклы. Является ли ситуация, когда мальчик предпочитает машинкам и солдатикам игрушечные домики и платья, рассмотрим в статье.
По мнению психологов, до трех лет дети не имеют привязанности к игрушкам по половому принципу. Безусловно, малыш прекрасно осознает, кто он мальчик или девочка. При этом игрушку он выберет себе по принципу интереса. Поэтому абсолютное большинство малышей любит все, что катается (машинки, каталки на ручках, коляски). И если мальчик до трех лет интересуется куклой - то это вообще не может иметь никаких поводов для удивления. Это исключительно любопытство и изучение человеческого тела. Пупс имитирует человека, а значит на ней можно разглядывать руки, проверять, как гнутся ноги, удивляться тому, как закрываются глаза.
После трех лет мальчишки часто не прекращают интересоваться куклами, но это тоже вполне нормально, потому что с помощью таких игр ребенок получает массу новых знаний.
Помимо элементарного любопытства, есть еще несколько причин, которые могут вызывать интерес к кукольным играм:
Психологи сходятся во мнениях, что кукла мальчику необходима. Купить ее можно и совсем маленькому крохе, в этом случае предпочтение стоит отдать тряпочным игрушкам с ясными чертами лица. Пусть она улыбается, малыш будет чувствовать доброжелательный настрой игрушки.
Мальчишкам после полутора—двух лет можно купить куклу как из текстиля, так и из резины, пластика или даже дерева. Также приветствуются яркие черты лица, максимально похожие на настоящее человеческие очертания. Пусть на лице игрушки не будет ярких эмоций - грусти, смеха или удивления. Чем нейтральнее выражение лица, тем больше игр может малыш с ней выдумать.
Игрушка должна быть без гендерных признаков (грудь, половые органы), пока это лишние детали в игре.
Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня моя соседка, которая работает в средней группе детского сада воспитательницей, рассказала, какие страсти недавно кипели на родительском собрании. Оказывается, одна из мам, придя вечером за ребенком, увидела, как ее мальчик играет в куклы.
Сказать, что она была расстроена, это значит, не сказать ничего! Она возмущалась тем, что педагоги развивают у детей пагубные наклонности, что дома они с мужем не подпускают сынишку к куклам младшей сестренки, считая такую игру предосудительной, а ее последствия страшными. На собрании выступила психолог, работающий в детском саду, и она рассказала, нормально ли, что мальчики иногда занимаются «не мальчиковыми» делами.
Воспитывая мальчиков и девочек, близкие люди невольно способствуют формированию гендерного (полового) соответствия у малышей. Одежда, характерная для каждого пола, и атрибуты для сюжетных игр приобретаются родителями с оглядкой на пол. Девочки и мальчики посещают различные кружки по интересам, спортивные секции.
Конечно, бывают исключения, когда, например, родители очень хотели девочку, а родился мальчик. Вот и щеголяет несчастный малыш с длинными кудрями до плеч и в шелковых рубашках с кружевами до тех пор, пока сам не станет стесняться «неправильного» вида.
Изредка, но все-таки встречаются случаи, когда мудрая природа ошиблась, перепутав женскую или мужскую роль, и тогда только гормональная терапия сможет установить верное соответствие. Это скорее исключение, чем правило, и поведение такого ребенка не зависит от того, в какие игры ему предлагают играть.
В обычной жизни родители мальчиков покупают им машинки, солдатиков, оружие, конструкторы, формируя «мужские» интересы и потребности. Если малыш 2-4 лет играет с куклой, кормит ее, катает в коляске, они начинают беспокоиться (чаще это делают папы). Между тем, в такой игре ребенок не берет на себя роль мамы. Для него кукла в руках – это он сам. Это себя он раздевает и одевает, лечит и кормит.
Имеется еще один вариант: если в семье есть маленький ребенок, а заботливый отец берет на себя часть хлопот по уходу за младенцем, то мальчик копирует поведение отца, которого он очень любит. Именно так и произошло в том случае, о котором рассказывалось в начале статьи. Ведь кукла такая же слабая и маленькая, как младшая сестричка, и ответственному старшему брату кажется необходимым проявление заботы о ней.
Почему не стоит запрещать мальчику играть с куклой? Самое главное – это возможность проигрывать с ней модели поведения, принятые в обществе. Если с обычными людьми манипуляции невозможны, то с игрушечным воплощением человека можно и поссориться, и помириться, и рассказать о том, что произошло, взять на себя роль воспитателя. Кстати, внимательные родители, наблюдая за такой игрой, могут вынести для себя немало интересного, взглянуть на себя со стороны.
Обычно после возраста 5-6 лет мальчики не интересуются игрой в куклы. Они предпочитают играть в сюжетные игры со сверстниками, а не с игрушками. Если такая привычка осталась, родителям стоит внимательно понаблюдать за своим сыном.
Тревогу может вызвать желание мальчишки называть себя женским именем, рассказывать о себе, как о существе женского рода. В такой ситуации лучше проконсультироваться с психоневрологом, эндокринологом.
Авторитетные родители могут невольно подтолкнуть ребенка со слабым типом темперамента к поискам душевного покоя, подальше от общества себе подобных. Такой мальчишка подсознательно чувствует мягкость и покладистость девочек, предпочитает их для совместных игр.
Возможно, в семье нет мужчины, и не с кого брать пример типично «мужского» поведения. И в этом случае игра с куклой продлится дольше, чем это предусмотрено гендерными особенностями психики.
Приобретая куклу, желательно не выбирать игрушку с веселым или грустным выражением лица. Такое ограничение будет тормозить простор фантазии ребенка, и поэтому лучше, если кукла будет иметь нейтральное выражение. Сексуальная подоплека в атрибутах и внешности куклы тоже не приветствуется. Яркий пример – кукла Барби с ее нарядами, косметикой, розовой мебелью и другими аксессуарами.
Можно ли покупать мальчику кукол типа человека-паука, Бэтмена и других героев ? Против таких мужественных персонажей не будет возражать ни один папа. Однако, между ними и кукольным воплощением живых людей огромное расстояние. Персонажи, играющие узкоспециализированную роль, не смогут выразить чувства, а, значит, пользы от них для эмоционального развития нет.
Если кукла будет изображением мальчика – это совсем неплохо, хотя и необязательно. Ведь пациенты «доктора», пассажиры игрушечного автомобиля или корабля, ученики в «школе» могут быть как девочками, так и мальчиками. Кстати, вместе с куклой нужно позаботиться об атрибутах для сюжетных игр «в больницу», «магазин», «парикмахерскую».
Психология детей дошкольного возраста считает период сюжетно-ролевой игры очень важным. Без такого игрового опыта невозможно полноценное эмоциональное развитие будущей личности.
Если вам интересны темы, обсуждаемые на страницах моего блога, подписывайтесь на обновления, порекомендуйте статью своим друзьям в социальных сетях. До свидания, всем добра!
Статьи по теме: | |
Шляпа своими руками (54 фото): как пошить модный и оригинальный фасон Из чего можно сделать шляпу на конкурс
Сделанные своими руками шляпы из подручных материалов являются... С чем носить джинсовую куртку: модный этикет
Джинсовая одежда никогда не выйдет из моды. Она практична и идеально... Где и как добывают алмазы в мире
Мировой алмазный рынок представлен добычей и торговлей необработанными... |