Интервью с Dime'ом (Nonamerz, CEO Rap Reс)

Данная статья была написана специально для журнала Time Out с целью ознакомить несознательных москвичей с эстетикой хип-хоп культуры и той формой, в которую она трансформировалась в нашей столице. В журнал, впрочем, статья вошла в очень нашинкованном виде. Не будем лукавить, и уточним, что от неё осталось лишь несколько предложений. Но сегодня у читателей рэп-стайла есть возможность прочитать статью целиком в авторском виде и взглянуть на себя со стороны глазами Дайма, СЕО Рэп Рек.

Москвичам давно пора привыкнуть к рэпперам, как к постоянному атрибуту мегаполиса. Отгремела славная пора "Рэп - это йо", закончилось и естественное её продолжение "ДеЦл - лох", всё встало на круги своя - никто не удивляется присутствию рэп-видео в эфирах музыкальных телеканалов, а факт открытия в прошлом году специализированного радио был воспринят окружающими, как нечто само собой разумеющееся. Людям же, увлекающимся классификацией окружающих, несомненно, будет интересен ряд моих наблюдений за культурой, которая развивается на моих глазах уже более десяти лет.
Обязательной и самой яркой составляющей бессметного полчища поклонников бита и речитатива, как, впрочем, и любой другой актуальной молодёжной музыки, является многоликая толпа школьников и студентов младших курсов, одетых по "последней американской моде". Если десять лет назад, как для девочек, так и для мальчиков это были безразмерные трубы и кооперативные балахоны с надписями ONYX и PUBLIC ENEMY, то сегодня МТВ предлагает нам новый формат стереотипа о "рэпере", как любит писать наша несведущая пресса (не исключая и журнал Time Out - прим. автора) это слово через одно "п". Итак, молодой человек носит синие бэгги джинс с желательно белыми кроссовками или песочными тимберлендами, безразмерную майку с яркими стальными кулонами поверх и бейсболку с прямым козырьком, одетую, желательно, на дураг (современное название банданы). Девушки предпочитают так называемый R&B-стайл, который, в условиях суровой российской действительности выглядит, как будто бы с участниц Destiny\"s Child скинули половину их возраста и одели в сомнительного качества шмотки с ясеневского рынка. Тут непременным атрибутом, скорее всего, будут являться вытащенные на бёдра для всеобщего обозрения резинки трусиков-танга - одним видом пупка девушки уже лет пять, как не удовлетворяются. Подобная яркая публика, вызывающая у бабушек у подъездов примерно те же эмоции, что и танго у их мам в середине прошлого века - самая активная прослойка слушателей хип-хопа. Они являются завсегдатаями любых тематических концертов рэп-музыки, достаточно часто проводимых в стольной, а те, у кого родители побогаче, и гламурных R&B-клубов. Как и в любой другой музыке, эта толпа, как правило, обладает высоким процентом текучки - сегодня они "в хип-хопе", завтра "гламурные аренбешники", а послезавтра, как правило, пора задумываться о сдаче экзаменов в институт, и тут уже не до музыки. Со знанием предмета тоже не всё в порядке - в почёте лишь те исполнители, о которых а) говорят на ТВ; б) говорят подруги/друзья; в) говорят, что те очень много ругаются матом; г) просто говорят.
Они, как правило, путают московские группы ЮГ и YG, а о перипетиях в заокеанском хип-хопе знают лишь, что "Фифтик опять на кого-то наехал".
Но это лишь верхушка айсберга. Те, кто желает знать о музыке больше, как правило, получают эти сведения достаточно легко. К их услугам есть пяток очень крепких русских сайтов и несколько специализированных точек с достаточно подкованными в предмете продавцами. А самые любознательные даже начинают сразу посещать американские сайты, что бы получать информацию из первых рук. На данном этапе даже разница между заокеанскими Young Gunz и Young Jeezy становится очевидной, не говоря уже о разнице между Респект Продакшн и Рэп Рекордз, крупнейшими отечественными производителями хип-хопа. Подобные персонажи обычно являются завсегдатаями хип-хоп форумов, где с упоением отстаивают свои вкусы, как единственно верные, ходят на андеграундные вечеринки, отличающиеся прежде всего отсутствием на них представителей первой категории описанных мною рэпперов и, как правило, сами занимаются эмсиингом либо диджеингом. Подобное поведение, также, как и их личное мнение и продукт их творчества, является простым желанием выделится из описанной нами выше толпы и доказать всему миру свою состоятельность, и обуславливается классическим юношеским максимализмом. Впрочем, один-два процента из этой категории действительно настолько творчески сильны, что регулярно сами переходят в разряд исполнителей, зачастую очень популярных, во многом благодаря своей активной сетевой деятельности. По секрету скажем, что в русском хип-хопе верно утверждение "кто владеет Интернетом, тот владеет рынком", что является следствием относительной нелюбви средствами массовой информации хип-хопа и обратного пренебрежения исполнителями оного в качестве своеобразного протеста.
И, наконец, мы подходим к самой главной категории слушателей хип-хоп музыки, пронёсших любовь к ней через года. Эти люди выглядят в толпе абсолютно идентично остальным - ну что вы в самом деле, даже если в ваши тридцать с хвостиком очень любите Eagles и их Hotel California, будете ездить на работу в майке с их логотипом? Такие люди, как правило, выделяют для себя одно направление в хип-хопе - кто-то с удовольствием следит за внезапными поворотами музыкального сопровождения в американском мейнстриме, кто-то довольствуется шаманством культовых андеграундщиков типа MF Doom\"a или Madlib\"а, а кто-то собирает все пластинки лейбла Jazz Fudge, адептов европейского хип-хопа. Действительно, по мере понимания разнообразия этой музыки очень тяжело следить за всем сразу, поэтому люди, как правило, седлают своего конька. Они также спорят о своих пристрастиях в сети и на приватных пати, но это уже больше похоже на литературные посиделки, нежели чем на шумные тематические мероприятия. И да, они один или два раза в год выбираются на что-то крупное и серьёзное - именно столько раз в год, и никогда, замечу, больше двух, московские устроители балуют все три описанные мною группы серьёзными мероприятиями. И именно на такие мероприятия стоит отдельно собирать страждущих увидеть настоящих поклонников хип-хопа от 15 до 40, во всём их многообразии.
Так что встретимся именно там. Слушайте хип-хоп!

заставил меня задуматься над полярностью, существующей сегодня в русском хип-хопе. Сначала о сути обсуждения: речь зашла о наболевшем, о тиражах и гонорарах русских рэпперов. В качестве необходимой для дальнейшего разговора информации приведу статистику: усреднённая цифра продаж хорошего рэп-альбома равна двум-четырём тысячам компакт дисков, а средний по качеству проект или же дебютный проект без имени редко переваливает за тысячу копий. При цене лицензии (читай, отчислений в пользу выпускающей компании) с компакт-диска равной 0,5-0,8 доллара (при дигипаке до 1,3 , но это связано и с большими вложениями в печать и нежеланием крупных дистрибуций работать с этим форматом, что уменьшает тираж), несложно подсчитать валовую прибыль подобных проектов. Несомненно, смехотворные цифры для многомиллионной страны, но таковы сегодняшние реалии. Связано это, конечно же, с недостаточными вложениями. Закон для всех рынков один: получить хорошие дивиденды можно лишь с хороших вложений. Причём последнее отнюдь не гарантирует какой-либо значительный успех. Однако оставим фантазии о временах, когда артистам и лейблам будут давать непогашаемые кредиты и вернёмся к вышеописанной ситуации. Почему наши позиции я назвал полярными? Начнём с меня.


Я уже писал ниже, что в своё время возможность заниматься лейблом была воспринята мною на «ура» в первую очередь из-за того, что я сам мог обеспечить себе релиз собственного проекта. В то время, напомню, этих возможностей не было вовсе, дистрибуторы хоть и слышали о таком стиле, но экспериментировать с новыми для них названиями, не похожими на слово «ДеЦл » они не торопились. Поэтому даже выпуск минимальных тиражей воспринимался самими группами, как что-то чудесное. Я даже не буду описывать свои ощущения, когда впервые держал свой первый диск, компакт диск второго альбома Da B.O.M.B., потому как для меня это было чем-то необыкновенным, это, кстати, на самом деле так. За прошедшие с этого момента пять лет изменилось многое. Главное, что проблемы выпуска по сути больше не существует, сегодня существует проблема выбора покупателя, но о ней позже. По большому счёту каждый, записавший альбом, может как минимум самостоятельно напечатать пятьсот дисков и раздать, а при удачном стечении обстоятельств даже продать свой труд. Можно сказать, что достижение ситуации, когда у групп не было бы проблем с выпуском, и было целью работы моего лейбла в последние годы, и именно понимание сложившейся ситуации привело к тому, что сегодня лейбл переориентируется на постоянную работу с рядом исполнителей. Я считаю, что дал «путёвку в жизнь» многим громким сегодня проектам, да и количество новых лейблов, которых мы поддержали и продолжаем поддерживать посредством нашей собственной дистрибуторской сети, примерно совпадает с их общим количеством:). Чтобы удостовериться в этом, достаточно перевернуть практически любой компакт-диск с хип-хопом и внимательно почитать выходную информацию. Но, возвращаясь к поднятой проблеме, дело в том, что сегодня даже нет смысла набирать новые проекты, показывая группам мизерные прибыли и объясняя затем, что это связано с перенасыщением рынка, слабыми продажами, отсутствием интереса у покупателей, ну и не забудем также мп3-пиратство . Если быть совсем уж честным, то, положа руку на сердце, сегодня я не хотел бы начинать заниматься рэпом – попасть молодым группам в обойму топ-проектов практически невозможно, порой даже с уникальным материалом. А полученный результат может отпугнуть новичков от дальнейшей, вполне может быть перспективной работы. В этом, кстати, разница сегодняшнего дня и прошедших лет: если вчера группа была рада держать в руках компакт диск, а деньги, пусть и небольшие, были вообще чем-то вроде праздника и всё это вкупе было сильнейшей мотивацией к дальнейшему творчеству, то сегодня вышеперечисленное вряд ли можно считать даже программой «минимум». Это, кстати, очень правильно. И вот тут-то мы и переходим к позиции Ассаи .


Уже, как мне кажется, ни для кого не секрет, что на данном этапе развития русского рэпа питерская группа Krec если и не лидер сегодняшнего хип-хопа (оставим пока пальму первенства за Лигой, Кастой и Серёгой ), но, несомненно, одна из самых высокооплачиваемых групп в этом сегменте музыкального бизнеса, ну и, несомненно, самая удачливая. Получив за последний альбом сумму, равную примерно одной хорошей иномарке (или трём подержанным – кому как больше нравится), группа Krec , по моим скромным предположениям, попала в тройку альбомов с наибольшими выплатами непосредственно самой группе. В этом неформальном списке первое место несомненно удерживает Серёга с суммой в районе ста тысяч за альбом, а на втором месте, я надеюсь, должна находится Каста . Разговоры о безумных гонорарах ДеЦла и Лиги считаю преждевременными, но они тоже значительны. Типа в пятёрке, и ниипёт:) Я не буду обсуждать сейчас творчество вышеуказанных персонажей, но лишь потому, что о нём речь и не идёт – мы говорим об обратной, денежной стороне процесса. Так вот, если отталкиваться от неё, получается абсолютно правильная позиция артиста: «Я делаю хорошую музыку, я пишу хорошие тексты, у меня получаются отличные альбомы, так почему я не могу диктовать условия?». После чего артист или группа приблизительно прикидывает ту сумму, в которую оценивает альбом, и идёт к дистрибутору. Боже, какая отличная позиция! Честно, я бы отдал многое только для того, чтобы в ней оказаться – просто интересно, как это. Только вот дело в том, что даже в мировой практике подобное практически невозможно. Как правило, на дистрибуциях сидят люди, называющие себя не иначе, как продюсеры (да, тоже, представляете). И они, как правило, видя данное предложение, смеются тебе в лицо. А если у тебя есть клип, истерические поклонницы и хорошая пресса, заявляют практически следующее: «Ты хороший парень, но! Но за эти деньги мы хотели бы все права на этот альбом, предыдущие, приоритетные на выкуп следующего и процент с концертов, потому как мы будем с тобой дальше работать». Если хорошенько подумать, это не такой уж и плохой вариант, если даже сам Лига вернулся-таки к Толмацкому-старшему примерно на таких же условиях. Но в случае с группой Krec всё произошло совершенно фантастически: их нашли люди, которым нравится их музыка. Люди, не имеющие никакого отношения к музыкальной дистрибуции в стране, но готовые идти на поводу у условий группы. Люди, готовые работать с дистрибуцией сами, выключив из дальнейшего процесса саму группу, получившую в итоге именно столько, сколько изначально они желали. Вы знаете, я бы хотел дожить до такого момента, чтобы в такие сказочные ситуации попадала не только, вне всякого сомнения, отличная группа Krec , но и многие другие достойные подобных сказок проекты. Но дело-то в том, что оставаться хозяевами самих себя, не вкладывая в сам процесс, иметь клипы и людей, готовых идти на твои условия, способны только единицы. Единицы из миллиона, исключения из правил. Вчера это был Серёга, удивительным образом разорвавший контракт с продюсером Антоном Прониным (который вложился в первые два клипа Серёги , «Кукла » и ещё какой-то), и сделавший через пол года «Чёрный Бумер ». Но этот хоть сам нашёл и заплатил 35 штук баксов за этот самый клип, а с клипами Крека можно лишь отметить чудесное везение и стечение обстоятельств. Не будем вдаваться в подробности – важнее всего конечный результат, а им на данный момент эта группа вполне законно может бравировать, ну а мы, без капли иронии, можем за ребят только радоваться. Вот тут, кстати, мы и подходим к самому главному. Описав сложившуюся полярность, логично возникает вопрос: кто посередине?


А посередине, особенно в нашем случае, оказываются все остальные. Тут и молодые группы с первым альбомом, уже читавшие на форумах о безумных тиражах и гонорарах, сошедшие от перспектив с ума и тут же заявляющие, что, мол «хотим тираж десять тысяч дисков – ведь раскупят же, мы уверены» или, того хуже, сразу запрашивающие безумную сумму. Тут и уже сложившиеся коллективы, обласканные привередливыми Интернет-критиками. Их уже раздирают противоречия уровня «на нашем лейбле мне дали вот столько, а вот как было бы классно, если бы «Вася Промоушн» дали бы больше – они же могут». Тут же и горе-лейблы, порой не знающие, как удержать или дисциплинировать артиста. Потому как надо держать марку и иметь список больших имён в своём ростере, а с ходом времени и «ростом» популярности суммы запросов «сложившихся звёзд» растут куда быстрее их прогнозируемых продаж и даже максимальных сумм, которые лейбл при величайших своих усилиях может получить с дистрибутора и добить, скажем, на концертах. Тут же и новые игроки, вносящие на рынок сумятицу. Года два назад подобным человеком был Сэт со своим карманным лейблом, Сэт , пишущий в сеть красивые новости, заставляющие людей верить в исключительность происходящего вокруг него. Сегодня таким человеком является MDU , причём по сравнению с Сэтом это – тяжёлая артиллерия. При всём моём к нему хорошем и дружеском отношении сегодня он чересчур агрессивен и отчаянно дерётся за имена, порой завышая реальные цены. Эта ситуация, кстати, напоминает этакий мини-Челси : никто же не думает, что все эти миллионные приобретения сделаны на доходы футбольного клуба, а не самого мистера Абрамовича . Впрочем, я очень рад, что МДУ делает сегодня – чем больше лейблов, тем лучше. Я, признаться, и сам с удовольствием продолжу вкидывать деньги с другого своего бизнеса в хип-хоп, тем более первый как раз этим летом преодолел порог самоокупаемости. Хотя, стоит отметить, подобное поведение меняет рынок не в лучшую сторону. К примеру, сегодня я отчётливо вижу превышающее спрос предложение. Я вижу завышенные цены за альбомы. Как бы так объяснить… как артист, я понимаю, почему за альбомы хотят много. Творчество вообще штука сложная, особенно своё – адекватно оценить его мало у кого получается. Вот и выходит, что на хлебном рынке стоит тысяча палаток, а в них продаётся хлеб по пятьсот рублей, хотя в магазине за углом он стоит десятку. В результате вся эта мешанина лишний раз доказывает зачаточное состояние рынка хип-хопа: мы уже слышали о деньгах, вожделеем их, а Петя из соседнего подъезда, как говаривают, даже их видел, но всё заканчивается распитием палёнки на скамеечке у подъезда с грёзами о будущем. Самое забавное, что все эти наши старания могут быть перечёркнуты в один прекрасный день очередным Толмацким , создавшим свой формат видения хип-хопа в нашей стране. А то и, о ужас, это уже произошло, только мы этого не заметили – это, кстати, хороший повод для следующего разговора.


Кстати, именно поэтому сложившаяся ситуация сподвигла меня делать сегодня из Рэп Рек замкнутую экосферу с устоявшимися контактами между людьми, определённой степенью доверия и дружбы. Потому как хочется в конце концов получать от этого удовольствие. И, наконец-то, деньги.

Группа NONAMERZ, пожалуй, одна из самых известных московских рэп-групп последнего десятилетия. Доктор и Дайм, участники некогда культового проекта Da B.O.M.B., выпустившего свой первый альбом в далёком 1996 году, в конце прошлого века решили собраться вместе в новом проекте, объединяющем всех самых ярких представителей московского хип-хопа того времени. Результатом такой работы стал альбом «Не Эгоисты», выпущенный в свет в 2000 году молодым лейблом RAP Recordz и ставший классикой русского рэпа вместе с вышедшими в свет в рамках пиар-акции по продвижению свежей крови в русском хип-хопе «Революция Свершилась!» альбомами «Дёшево и Сердито» группы ЮГ и «МС – Мастера Слова» от D.O.B. На таких композициях, как «Только Для Сумасшедших», «(Не) Эгоисты» и особенно «Ещё Один День 2», признанной одной из самых успешных песен за всю историю русского рэпа, выросло не одно поколение рэпперов, а песни востребованы до сих пор…

Не смотря на это, работа над следующим альбомом команды затянулась на долгие шесть лет. За это время Доктор успел защитить кандидатскую работу по философии в Московском Государственном Университете и начать её там преподавать, а Дайм сконцентрировался на развитии рэпа в стране, развивая свой независимый лейбл Rap Recordz. Однако Доктор и Дайм ещё не всё сказали в музыке – результатом чего и стал во многом автобиографический альбом «Доктор И Дайм». Аранжировки на альбоме отвечали самым высоким западным нормам, а содержание текстов не вызывало нареканий – NONAMERZ всегда были известны тем, что легко и доступно могли донести свои идеи многочисленным слушателям.
Приглашёнными гостями на альбоме выступили близкие друзья Доктора и Дайма – это звезда латышского рэпа Gustavo, бывший участник группы ЮГ С.О.Макъ, а также действующий участник и вокалист питерской группы KREC Maestro A-Sid. Альбом включил в себя такие уже полюбившиеся слушателям хиты, как «Районы», «Имя», «Жизнь Удалась» и «Фотографии».

Спустя два года после выхода второго альбома Доктор и Дайм заявили о начале работы над третьим номерным альбомом, получившим название «Культ Карго». Для затравки в конце 2008 года был выпущен микстейп «Piratka Mixtape», повторящий трюк трёхлетней давности, когда Nonamerz представили слушателям оригинальную «Пиратку», коллекцию ранее не издававшихся треков, ремиксов и гостевых участий Доктора и Дайма. Релиз, выпущенный в пику пиратским компиляциям с треками Безымянных, был призван заполнить затянувшуюся паузу между выпусками номерных альбомов, подогревая интерес к вышедшему чуть позже «Доктору и Дайму». На этот раз участники решили повторить признанный удачным трюк, на этот раз с использованием традиций современного микстейпинга, для чего к проекту был привлечён ди-джей и битмейкер Offbeat. На этот раз количество материала было увеличено в разы - кроме многочисленных куплетов Доктора и Дайма, записанных за последние восемь лет, но не вошедших в оригинальную «Пиратку», в микстейп вошёл ряд ремиксов, в том числе и от составителя микса Оффбита, а также, в качестве эксклюзива, целый ряд как готовых композиций, так и куплетов-наработок, записанных для нового альбома Безымянных «Культ Карго», выпуск которого планируется в следующем году.

gastroguru © 2017