Все об искусственном вскармливании (ИВ). Искусственное вскармливание: как кормить ребенка Ребенок на искусственном кормлении

Данная тема чрезвычайно важная, ведь питание малыша является основополагающей базой для его будущего здоровья - как физического, так и интеллектуального. Для того, чтобы кроха успешно развивался во всех направлениях, ему необходим полный комплект полезных веществ, минералов и витаминов.

Главная задача родителей - организовать кормление ребенка и сделать это грамотно, с целью укрепить иммунитет и здоровье малыша, профилактировать некоторые заболевания, в том числе и те, которые часто проявляют себя во взрослом возрасте. Мы будем опираться на рекомендации педиатров и специалистов по детскому питанию.

Немного о грудном вскармливании

Мамино молочко - это первая и некоторое время основная пища новорожденного. Полезность грудного молока сложно переоценить: эта пища содержит не только весь спектр необходимых веществ для полноценного питания младенца, но и выполняет роль иммунного защитника (содержит антитела к вирусам и бактериям, которые есть у мамы) и регулятора роста. Молоко имеет специфический химический состав, который позволяет наиболее полно его усваивать.

Состав молока:

  • аминокислоты и белки (в оптимальном соотношении, с учетом возрастных потребностей младенца);
  • жиры (в эмульгированном состоянии, поэтому лучше усваиваются ЖКТ малыша);
  • углеводы (нужны для покрытия энергетических потребностей);
  • иммунные элементы (защищают организм младенца от инфекций до тех пор, пока не заработает собственный иммунитет).

Александр Валерьевич Дечко (директор педиатрического центра «Добрый доктор», педиатр, врач первой категории) отмечает, что помимо всех плюсов грудного вскармливания, во время кормления у ребенка работают все группы мышц, и по законам биофизики происходит правильное развитие челюстно-лицевого аппарата.


Лучшее питание для новорожденного - материнское молоко

Смешанное и искусственное вскармливание

Но кроме грудного вскармливания, существуют еще смешанное и искусственное . О них тоже стоит упомянуть, ведь не у всех мам в достаточном количестве вырабатывается самая ценная на свете пища для малыша - молочко. Не стоит расстраиваться, если у вас мало молока или его совсем нет. Для начала проконсультируйтесь со специалистом, возможно, вы делаете что-то неправильно, он поможет наладить лактацию. Если лактация не наладится, то на помощь вам придут современные технологии в виде адаптированных смесей.

  • Смешанное вскармливание - когда смесь занимает 50% от общего объема питания.
  • Искусственное - вскармливание только смесью или преимущественно смесью (на 2/3 от всего объема питания).

Наиболее частые причины для смешанного вскармливания

Со стороны новорожденного:

  • маловесность;
  • угнетенный сосательный рефлекс;
  • болезни, неврологические нарушения.

Со стороны матери:

  • болезни;
  • прием лекарственных препаратов;
  • трещины на сосках;
  • социальная активность матери.

При сочетании грудного вскармливания и кормления из бутылочки процесс должен быть максимально приближен к естественному, то есть ребенок должен трудиться так же, как у материнской груди. В такой ситуации ваша кроха никогда не откажется от грудного молока. Имитировать мамину грудь поможет ортодонтическая соска, которая напоминает форму соска матери, поэтому новорожденный практически не замечает разницы.


Смешанное вскармливание, по мнению большинства педиатров, лучше искусственного, так как младенец все же получает грудное молоко со всеми его преимуществами

Искусственное вскармливание имеет ряд недостатков. Ольга Леонидовна Лукоянова, к. м. н., врач-педиатр высшей категории, педиатр-нутрициолог, в одной из своих статей о смешанном и искусственном питании выделила следующие:

  • в детских смесях нет защитных антител, которые уберегут от инфицирования, поэтому детей-искусственников советуется держать на так называемом карантине (не возить в людные места, не устраивать дома смотрины с кучей родственников и друзей, проветривать комнату новорожденного , при инфицировании кого-то из родителей носить масочку и т. д.);
  • полезные вещества (витамины и микроэлементы), содержащиеся в грудном молоке, усваиваются лучше, чем те же вещества в смесях;
  • у искусственников чаще наблюдается железодефицитная анемия и разнообразные аллергические состояния .

Лукоянова не рекомендует отказываться от грудного вскармливания в случае, если у мамы просто нет желания кормить ребенка. Она также акцентирует внимание в своих работах на то, что зачастую нехватка молока лишь кажущаяся, мама может проходить так называемый «лактационный период», когда молоко, вроде бы, уменьшается. Для лактационных периодов это норма. Специалист по грудному вскармливанию обязательно посоветует, что делать. В большинстве случаев молоко увеличивается. Особенно этому способствует ночное кормление.

Но если все мероприятия по налаживанию лактации не принесли успеха, и вам неизбежно нужно вводить малышу заменитель грудного молока, то необходимо грамотно выбрать смесь , исходя из индивидуальных потребностей и особенностей организма младенца. В этом выборе вам поможет ваш педиатр.

Кормление по месяцам до года

1-4 месяцы

На грудном вскармливании

Первое кормление новорожденного происходит еще в роддоме - малыш высасывает молозиво. Молозиво - это секрет, выделяющийся из молочных желез перед родами и во время 3-5 дней после них. Молозиво более калорийное и питательное, чем молоко, в нем мало жидкости, что не позволяет перегружать еще не сформировавшиеся почки крохи, оно обладает слабительным эффектом для освобождения от первородного кала - мекония . И это далеко не полный список положительных свойств молозива. Через пять дней молозиво сменяется привычным нам грудным молоком - сначала переходным, потом зрелым.

Большинство педиатров учат мамочек всего мира, что выработка грудного молока и его количества зависит от частоты прикладывания новорожденного к груди , а также важна техника сосания. Если малыш с первого дня будет неправильно захватывать сосок, не будет правильно стимулировать его выработку на гормональном уровне, молоко угаснет к 3 месяцам. Пожалуй, это самое важное в первые дни установления лактации.

Технически кормление должно выглядеть так: нижняя губка малыша вывернута, губами он захватывает нижнюю ареолу соска. Позы для кормления есть разные, но если он лежит у мамы на руке, то его носик располагается на уровне соска. Ребенок плотно прижат животиком к животу матери, его тело и голова - на одной плоскости. Нельзя, чтобы головка малыша была повернута.


Лучше, если мама кормит лежа - так тело и голова автоматически располагаются на одной плоскости, а у мамы отдыхают руки и спина

Запомните: добиться правильной техники сосания необходимо в первые 3-4 дня. В месячном возрасте перестроить малютку, чтобы он начал брать грудь, как положено, невозможно.

Несколько слов следует сказать о режиме питания грудью. Существует три типа режима питания, и какой из них лучший - трудно сказать, так как у каждого есть свои достоинства и недостатки.

  1. По требованию - когда мама кормит грудничка по первому его желанию.
  2. Режимный (по часам) - когда мама кормит в соответствии с определенными интервалами (каждые 2-3,5 часа).
  3. Свободный - сочетает в себе черты первого и второго режима. Мама может уменьшать или увеличивать интервалы между кормлениями, ориентируясь на настроение крохи, его самочувствие и в зависимости от обстоятельств. Например, если малыш спит, а пришло время его кормить, то согласно свободному режиму, будить малыша не следует, а надо дождаться, пока он сам проснется и попросит поесть.

В целом малыш может есть молочко до 12 раз в сутки. Это норма.

Рекомендации ВОЗ гласят, что младенцев до полугода необходимо кормить исключительно грудью. Это означает, что им не нужна никакая другая пища и жидкость (даже вода). Грудное молоко прекрасно восполняет потребность в жидкости.

На смешанном питании

Основные правила прикорма

  • Введение каждого нового продукта начинают с небольшой порции (1-2 ч. л) и увеличивают количество постепенно в течение 5-7 дней. Такое малое количество продукта необходимо для того, чтобы определить, нет ли у малыша непереносимости или аллергии на него.
  • Даем новый продукт в 1 половине дня, чтобы увидеть реакцию ребенка. Если прикорм дать ночью, то есть риск не заметить какую-то реакцию.
  • Любой прикорм должен быть монокомпонентным (пюре или каша из одного компонента).
  • Прикорм дается обязательно с ложечки до кормления молоком или смесью.
  • Нельзя давать новый продукт грудничку, если он болен, у него недомогание или ему недавно сделали прививку .
  • Если ребенок не принял новый продукт, попробовать его заново советуется через 5 дней.

С чего начать?

На выбор у нас 2 продукта: каша и овощное пюре (монокомпонентное). Либо то, либо другое.

Педиатры при этом обращают внимание, что если малыш крупный (например, в 5 месяцев его вес 8 кг), то с каши лучше не начинать. В этом случае овощное пюре предпочтительнее. И, наоборот, если кроха не очень полненький либо у него гипертрофия, то прикорм следует начинать с каши.

Есть еще один критерий, по которому педиатры судят о том, с какого прикорма начинать, - это стул . Если стул редкий ─ раз в 3-5 дней, ─ то начинать хорошо с овощного пюре. Кашки имеют свойство «запирать». Их лучше начинать есть при частом, жидком кале .

Каша должна быть безглютеновой и безмолочной: рисовая, кукурузная, гречневая. Если прикорм был введен в 4 месяца, то в 6 месяцев можно попробовать глютеновую молочную кашу: овсяная, пшеничная.

Первые овощные пюре должны быть монокомпонентные - только из кабачка, цветной капусты, тыквы.

Не советуется начинать прикорм с фруктов или мяса. Фрукты имеют сладкий вкус, после которого ребенок может не захотеть есть пресные каши и овощи. Мясо - сам по себе тяжелый продукт для нежного желудка младенца.

Пюре из цветной капусты в скороварке

  • Выкладываем соцветия цветной капусты в скороварку (у кого нет - просто варим). Ставим режим «Пар/варка» на 10 мин.
  • Через 10 минут выкладываем капусту в стакан для взбивания пюре. Пюрируем с помощью блендера.
  • Пюре должно получиться нежным и однородным.


Если малыш хорошо набирает вес, для первого прикорма лучше выбирать овощное пюре

Пюре из кабачка в пароварке

  • Овощ очищается, попка отрезается, семена отделяются. Кабачок замачивается на 3-4 часа.
  • Берем стеклянную емкость, заливаем 50 г кабачка 100 мл воды, устанавливаем в пароварку и оставляем 5 минут. Если нет пароварки, то варим до мягкости.
  • Выкладываем кабачок в стакан для измельчения и пюрируем.
  • Если получилось слишком густо, в пюре добавляется немного воды, в которой варился овощ. И опять все взбивается.

Как видите, организовать кормление малютки - дело непростое, это почти наука, которой невозможно научиться, лежа на диване. Все малыши очень индивидуальны, к каждому нужен особый подход и терпение. Как невозможно вычислить заранее, какие позы будут удобны мамочке при кормлении, какой в итоге выстроится режим кормления, есть вероятность, что и с прикормом могут возникнуть свои особенности. Все данные, приведенные в статье, приблизительные. Более точно о кормлении вашего малыша расскажет ваш педиатр. Он же распишет график и пропорции.

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

ЛЕЧЕБНОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Смешанное и искусственное вскармливание

Методические указания для самостоятельной работы студентов

4 Курса лечебного факультета

Составители:

д.м.н., профессор А.Ф. Виноградов

к.м.н., доцент А.В. Копцева

г. Тверь, 2012 г.

    Название учебной темы: Вскармливание смешанное и искусственное. Питательные смеси, используемые для смешанного и искусственного вскармливания. Консервированные, адаптированные продукты. Особенности вскармливания недоношенных детей. Принципы питания детей старше года. Роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

Осмотр детей, находящихся на различных видах вскармливания. Отработка методики обследования. Составление рациона питания и меню-раскладки детям первого года жизни на смешанном и искусственном вскармливании по заданию преподавателя.

    Цель изучения учебной темы: Изучить современные аспекты смешанного и искусственного вскармливания детей первого года жизни на уровне знаний и умений составлять карту питания детям первого года жизни, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, а также решать ситуационные задачи по данной теме. Освоить понятия докорм, консервированные и адаптированные продукты. Ознакомить студентов с основными принципами вскармливания недоношенных детей и детей старше года. Определить роль участкового педиатра в организации рационального питания детей.

  1. Основные термины:

1) Смешанное вскармливание

2) Понятие «докорм»

3) Искусственное вскармливание

4) Адаптированная молочная смесь

  1. План изучения темы:

      Определение и принципы смешанного вскармливания

      Определение и принципы искусственного вскармливания

      Классификация адаптированных молочных смесей

      Критерии выбора АМС

      Кисло-молочные смеси

      Последствия искусственного вскармливания

      Особенности питания недоношенных детей

      Принципы питания детей старше года

  1. Изложение учебного материала:

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Смешанное вскармливание – это такой вид вскармливания, когда наряду с женским молоком детям дают молочные смеси, так как из-за возраста ребенка ему еще нельзя давать прикорм. Дополнительное питание искусственными молочными смесями называется докормом.

Показаниями к смешанному вскармливанию является недостаток молока у матери (гипогалактия)· или некоторые заболевания матери. Клиническими симптомами голодания ребенка являются уплощение или падение весовой кривой, беспокойство, редкие мочеиспускания и изменения со стороны стула. Стул обычно вначале урежен или, наоборот, учащен.

Для того чтобы узнать, имеется ли достаточное количество молока у матери, необходимо в ранние часы взвесить ребенка до и после кормления, Т.е. провести контрольное взвешивание ребёнка. По разнице веса можно судить о том, сколько ребенок высосал молока. Произведя подсчет необходимого количества молока по формулам, и зная количество молока, получаемого ребенком от матери, можно рассчитать необходимое количество докорма.

При смешанном. вскармливании до корм назначают в зависимости от количества молока у матери, то есть после каждого кормления, или некоторых из них, или путем чередования полных кормлений грудным молоком и молочной смесью. В качестве докорма в современной диететике применяются адаптированные молочные смеси, используемые при искусственном вскармливании, и описаны в соответствующем разделе.

Принципы смешанного вскармливания:

    Введение докорма не ранее 4- 7 дня борьбы с гипогалактией.

    Выбор докорма с учетом возраста, аппетита.

    Докорм назначается после кормления грудью.

    Число кормлений сохраняется тоже, что и при естественном вскармливании, но если дефицит молока составляет более 50%, то число кормлений урежают на 1.

    Докорм можно вводить не во все кормления, если дефицит молока составляет 50% и менее.

    Докорм не менять.

    Проводить еженедельные контрольные кормления (2-3 раза в сутки 2-3 дня в неделю в разные часы суток).

    Изменение потребности в пищевых ингредиентах при использовании неадаптированных смесей до 3,5-4,0 г/кг в сутки белка.

    Докорм вводится в ложечке или через маленькую дырочку в соске.

    С учётом современных взглядов (Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2010) сроки введения прикорма при смешанном и искусственном вскармливании не изменяются.

Искусственное вскармливание – это вскармливание ребёнка первых месяцев жизни молоком животных или растений (соевое, миндальное) при дефиците грудного молока, составляющем 4/5 и более от суточного рациона.

Принципы искусственного вскармливания:

    Частота кормлений при назначении адаптированных смесей может быть такая же, как.при.естественном вскармливании, при назначении неадаптированных – количество кормлений уменьшается на 1 и можно с 3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое кормление.

    Объемы питания при искусственном вскармливании рассчитываются также, как при естественном (объемы зависят не от вида вскармливания, а от возможностей желудочно-кишечного тракта).

    Прикорм вводится в те же сроки, что и при естественном вскармливании.

    Повышается потребность в белке при питании неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг, при получении адаптированных смесей количество белка – как при естественном.

    Калораж повышается на 10% при использовании неадаптированных смесей.

    Поощряется любая попытка перехода к смешанному и естественному вскармливанию.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание является «метаболическим стрессом» и в связи с этим большое внимание врачей должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и даже аппетита.

Основу большинства «заменителе» или смесей составляет коровье молоко, которое значительно отличается от женского молока по своему составу и свойствам. В коровьем молоке существенно выше, чем в женском, содержание белка, кальция, калия, натрия и других минеральных солей. В то же время уровень углеводов, ряда жирных кислот и витаминов, напротив, ниже, чем в женском молоке. Чтобы приблизить состав коровьего молока к составу женского (или иначе «адаптировать» его состав к особенностям незрелого организма ребенка, отсюда и название «адаптированные молочные смеси»), необходимо снизить в коровьем молоке содержание. белка и солей, но повысить уровень углеводов (лактозы), некоторых витаминов и жирных кислот в настоящее время на российском рынке широко представлены разные заменители женского молока, как отечественные, так и импортные. «Заменители» женского молока могут быть сухими или жидкими (готовыми к употреблению), пресными или кислыми.

Молочные смеси делятся на 2 большие группы – адаптированные и неадаптированные, в свою очередь смеси в каждой из этих групп – на сладкие и кисломолочные.

Адаптированная молочная смесь (АМС) – пищевой продукт в жидкой или порошкообразной форме, изготовленный на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенный для использования качестве заменителя женского молока и максимально приближенный к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей. Существует современная классификация детских адаптированных молочных смесей (рис. 1). В основном это касается деления смесей в зависимости от возраста детей на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие» (от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12 месяцев.

Особое внимание уделяется «начальным» смесям, состав которых максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ детей первого полугодия жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к женскому молоку. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень 1,2 г/100 мл соотношение сывороточных белков и казеина составляет 60:40, 50:50, в отдельных смесях 70:30. почти все современные смеси содержат таурин, α-лактальбумин, а некоторые – нуклеотиды.

Для адаптации жирового компонента «начальных» смесей в их состав вводят растительные масла (подсолнечного, кукурузного, соевого, рапсового, кокосового, пальмового), богатые полиненасыщенными жирными кислотами (ПНЖК). Для улучшения эмульгации жиров в состав смесей вводят небольшое количество природных эмульгаторов лецитин, моно- и диглицериды. Почти все смеси содержат L-карнитин, который способствует ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащение смесей ДШIЖК (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками простагландинов, тромбоксанов и лейкотриенов,

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза и мальтодекстрин. Ряд смесей содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическим действием и способствующие избирательному росту бифидобактерий. Некоторые смеси содержат лактулозу, которая также является пребиотиком.

Во все смеси включен необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с физиологическими потребностями детей первых месяцев жизни. Это в первую очередь железо, медь, цинк, йод. в ряд смесей введен селен, обладающий антиоксидантными свойствами. Соотношение кальция и фосфора находится в диапазоне 1,5:1 - 2,0:1.

Уровень витаминов в АМС превышает таковой в женском молоке в средней на 15-20%, т.к. их усвояемость более низкая, чем из женского молока. При этом большое внимание уделяется витамину Д. Его содержание в 100 мл готовой смеси должно составлять по нормативам 40-50 МБ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин А, β-каротин.

«Последующие» смеси, в отличие от начальный, содержат более высокое количество белка (до 2,1 г/100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным. Продукты для детей этой возрастной группы отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка.

Смеси «от 0 до 12 месяцев» могут использоваться в питании детей на протяжении всего первого года жизни. Однако эта группа продуктов немногочисленна и в современных условиях применяется ограниченно, в связи с широким ассортиментом начальных и последующих формул.

В ряде сухих пресный смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии. Современные технологии позволяют обеспечить сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Критерии выбора адаптированных молочных смесей (АМС):

    возраст ребенка;

    социально-экономические условия семьи;

    аллергологический анамнез;

    индивидуальная непереносимость продукта.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту.

В результате всех перечисленных изменений получается достаточно хороший заменитель грудного молока, но необходимо стремиться максимально снизить риск сенсибилизации к чужеродному белку путем использования белковых гидролизатов и обеспечения ребенка неспецифической защитой от кишечных инфекций путем добавления таких веществ, как лактоферрин, лактопероксидаза, лизоцим и т.д.

К числу адаптированных заменителей женского молока относятся отечественные жидкие - «Агу-1» (Лианозовский завод детского питания, Россия), «Бэби Милк» (Лианозовский молочный комбинат, Россия) и сухие смеси – «Микамилк» (Кофранлейт/Росдетспецпродукт, Франция/Россия), а также импортные - «Нан» (Нестле, Швейцария), Нутрилон (Нутриция, Голландия), «Эфамил-Г» (Отделение Мид Джонсон фирмы Бристоль Майер Сквибб), «Пре- ХиПП» и «ХиПП» (ХиПП, Австрия), Хумана-1 – тауринсодержащая смесь для детей с первых дней жизни до 3-6 месяцев, соотношение сывороточный белок/казеин 60:40, не содержит глюкозы, сахарозы и глютена, Хумана-2 – с 3-4 месяцев до 1 года, Хумана-Беби-фит – с 6 до 12 месяцев, без глютена, обогащенная железом, белковый компонент 80:20, хорошее содержание растительных масел, пектины бананов в сочетании с крахмалом повышают вязкость смеси и обладают антидиспепсическим действием, Фрисолак – с 0 до 12 месяцев, имеет хорошее соотношение линолевой и линоленовой кислот, белковый компонент 60:40, кисломолочные смеси – «Галлия» и «Лактофидус» (Данон, Франция).

Несколько менее адаптированными смесями являются так называемые «казеиновые формулы». Их название обусловлено тем, что они изготовляются на основе сухого коровьего молока, основным белком в котором является казеин, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Вследствие этого такие смеси менее близки к белковому составу женского молока. В то же время по всем остальным компонентам (углеводному, жировому, витаминному, минеральному и др.) эти смеси, так же как и адаптированные, описанные выше, максимально приближены к составу женского молока. К числу «казеиновых» формул относятся такие хорошо известные смеси, как «Симилак» (Аббот Лабораториз, США), «Нестожен» (Нестле, Швейцария) и др.

Наконец, частично адаптированные смеси. Их состав лишь частично приближен к составу женского молока - в них отсутствует деминерализованная молочная сыворотка, не полностью сбалансирован жирно-кислотный состав, в качестве углеводного компонента используется не только лактоза, но и сахароза и крахмал. К числу таких смесей относятся «Аптамил», «Милумил» (Милупа, Германия). Эти заменители могут использоваться в питании детей первого года жизни, начиная с 2-3 месяцев.

Все современные заменители женского молока и «последующие» смеси относятся к числу инстантных (быстрорастворимых) продуктов. Для их использования в питании детей необходимо только смешать строго определенное количество сухого порошка с предварительно вскипяченной теплой (50-60°С) водой и тщательно перемешать, не допуская наличия комков.

Преимущества кисломолочных смесей:

      улучшают процессы пищеварения;

      имеют частично расщеплённый белок, теряющий свои аллергические свойства;

      продуцируемые бактериями витамины;

      в них частично уничтожается лактоза, которую плохо переносят некоторые дети;

      вытесняют патогенную флору;

      этилового спирта в них не больше, чем в хлебе, соке, грудном молоке; он необходим для процессов обмена, про ходящих в организме.

Недостатки кисломолочных смесей:

    имеют высокое содержание кальция;

    соотношение сывороточного белка к казеину 20:80;

    при их применении происходит сдвиг КЩС в кислую сторону.

Таким образом, молочные смеси считаются хорошими, если:

    Белок 1,2 - 1,5 г/дл;

    Соотношение сывороточного белка к казеину 60:40;

    В составе есть таурин;

    Жир растительный - 1 %;

    Углеводы – декстринмальтоза;

    Витамины А, Д, Е;

    Осмолярность = 280 мОсм/л.

В настоящее время в диете больных с пищевой аллергией находят широкое применение безмолочные смеси, приготовленные на основе изолятов соевого белка, зарубежного производства: Хумана SL (Германия), Нутрисоя и Фрисосоя (Голландия), Прособи (США), Алсоя (Швеция), а также отечественный продукт – Нутрилак-соя. Белковый компонент указанных продуктов представлен изолятом соевого белка; жировой – сформирован за счет растительных масел; углеводный – представлен декстринмальтозой, оказывающей положительное влияние на микробиоценоз кишечника. Продукты обогащены комплексом витаминов и минеральных веществ в соответствии с нормами потребности детей раннего возраста. Смеси не содержат молочного белка, лактозы и глютена.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, также как и их сверстники, нуждаются во введении прикорма. Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своём составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости про водить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком.

Последствия искусственного вскармливания

    Укорочение средней продолжительности жизни на 10 лет (min);

    Сенсибилизация 75% детей;

    Дисбактериоз 100% детей;

    Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта – 45-55%;

    Развитие раннего склероза (нет активатора ферментов утилизации холестерина);

    Ранняя гипертоническая болезнь;

    Ранняя ИБС, инсульты и т.д.;

    Дети входят в группу риска по онкологии и гемонкологии (лейкоз);

    Соотношение заболеваний детей на естественном: смешанном: искусственном вскармливании как 1:3:6. В 2-3 раза больше группа ЧБД;

    Дети «искусственники» склонны к механическому, нетворческому труду, нигилизму и агрессии.

Особенности питания недоношенных детей

На педиатрический участок недоношенный ребенок должен поступать со стойко сформированным рефлексом сосания и режимом питания. Обычно это 7 кормлений с 6 часовым ночным перерывом. На 6 разовое кормление переводится по достижению массы тела 3 000 гр.

Самым оптимальным видом вскармливания недоношенного ребенка является грудное. Следует строго следить за количеством всасываемого ребенком молока. Поэтому недоношенный ребенок должен быть обеспечен весами, которые ему должна предоставить поликлиника. В случаях недостаточного всасывания грудного молока требуется докармливание с помощью ложечки. Об этом следует сказать матери и научить ее этому. При этом используется специальные сухие адаптированные смеси для недоношенных. Особенностью этих смесей является более высокое, по сравнению с обычными адаптированными смесями, содержание белка и углеводов, а соответственно и калорийности. Специальные адаптированные смеси для недоношенных следует применять до достижения ими веса 4 кг, а затем переходить на обычные адаптированные смеси.

Виды вскармливания недоношенных детей

Женское молоко после преждевременных родов имеет особый состав, в большей степени соответствующий потребностям недоношенных детей в пищевых веществах и сообразующийся с их возможностями к перевариванию и усвоению. По сравнению с молоком женщин, родивших в срок, в нем содержится больше белка (1,2-1,6 г в 100 мл), особенно на первом месяце лактации, несколько больше жира и натрия и меньше лактозы при одинаковом общем уровне углеводов. Для молока женщин после преждевременных родов характерно и более высокое содержание ряда защитных факторов, в частности, лизоцима. Женское молоко легко усваивается и хорошо переносится недоношенными детьми.

Несмотря на особый состав, молоко преждевременно родивших женщин может удовлетворить потребности в пищевых веществах лишь недоношенных детей с относительно большой массой тела – более 1800-2000 гр, в то время как недоношенные дети с меньшей массой тела после окончания раннего неонатального периода постепенно начинают испытывать дефицит в белке, ряде минеральных веществ (кальции, фосфоре, магнии, натрии, меди, цинке и др.) и витаминов (В 2 , В 6 , С, D, Е, К, фолиевой кислоте и др.).

Сохранить основные преимущества естественного вскармливания и, в то же время, обеспечить высокие потребности недоношенного ребенка в пищевых веществах становится возможным при обогащении женского молока «усилителями» или фортификаторами (например, «Пре-Семп», Сэмпер, Швеция, «Breast milk fortifier, Фризленд Фудс, Голландия и др.). Они представляют собой специализированные белково-минеральные или белково-витаминно-минеральные добавки, внесение которых в свежесцеженное или пастеризованное женское молоко позволяет устранить дефицит пищевых веществ.

Показаниями к назначению искусственного вскармливания недоношенным детям являются лишь полное отсутствие материнского или донорского молока, а также непереносимость женского молока. В питании детей, родившихся раньше срока, должны использоваться только специализированные смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей, питательная ценность которых повышена по сравнению со стандартными адаптированными продуктами (Пре-НАН, Пре-Нутрилак, Пре-Нутрилон с пребиотиками, Хумана-О-Г А, Фрисо-пре, Энфамил прематуре).

Продукты прикорма назначаются недоношенным детям начиная с 4-5- месячного возраста. Введение прикорма до 4 месяцев недопустимо в связи с незрелостью как пищеварительной системы, так и обменных процессов. Позднее (с 6 месяцев) назначение продуктов прикорма также непозволительно, поскольку запас нутриентов (минеральных веществ и отдельных витаминов) у детей, родившихся раньше срока, резко ограничен.

Введение прикорма осуществляется медленно и постепенно. До достижения детьми 7-8-месячного возраста каждое кормление должно заканчиваться прикладыванием ребенка к груди или использованием молочных смесей.

Организация рационального питания и роль участкового педиатра

Организации естественного вскармливания в первичном звене здравоохранения придается исключительно важное значение, так как:

    сохранение естественного вскармливания - это защита прав ребенка на здоровье; это официальная политика ВОЗ и правительства Российской Федерации и, наконец, это основной позитивный фактор, определяющий здоровье;

    ведущим организатором в этом процессе является КЗР (кабинет здорового ребенка);

    в детской поликлинике одним из ведущих критериев квалификации врача и эффективности его работы является удельный вес естественного вскармливания.

Участковый педиатр:

      ведет постоянную профилактическую работу по сохранению высокого удельного веса естественного вскармливания (не менее 75% от всех кормящих матерей детей до l года) на всех этапах: до беременности, до родов, интранатальном и постнатальном.

      выявляет группы риска по гипогалактии;

      использует все компоненты диагностики гипогалактии: анамнестический, клинический, контрольное кормление;

      при угрозе гипогалактии немедленно принимает меры (алгоритм борьбы с гипогалактией);

      ставит в известность заблаговременно заведующего педиатрическим отделением о причинах возможного перевода каждого ребенка на смешанное и искусственное вскармливание для принятия коллегиального решения;

      планирует централизованное или децентрализованное обеспечение грудным донорским молоком матерей с гипогалактией (банк грудного донорского молока, кружок лактирующих матерей для взаимопомощи);

      организует повышение медицинской грамотности (медицинского «образования») родителей через различные формы просвещения: «университеты здоровья», «школу молодых родителей» (существует и «школа молодого отца»), где обучают, в том числе, и основам вскармливания.

Врач должен донести до сознания матери важность соблюдения режимов:

    режима дня;

    труда и отдыха;

    сна и бодрствования;

    нагрузок (от общего спортивного до строгого постельного);

    питания (особенно в части кратности кормления, объема пищи, сроков введения прикормов и длительности грудного кормления).

Питание детей старше года:

Каждый период детства характеризуется своими особенностями роста и развития, степенью морфологической и функциональной зрелости отдельных органов и систем, спецификой физиологических и метаболических процессов.

Принципы питания детей старше года:

    Адекватная энергетическая ценность суточных рационов питания, соответствующая энергозатратам детей.

    Сбалансированность рациона по всем заменимым инезаменимым пищевым факторам, включая белки аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.).

    Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.

    Рациональный режим питания.

    Оптимальная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

    Учёт индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировки, хранению, приготовлению и раздачи блюд.

Все молодые мамы прекрасно понимают, что в первые месяцы жизни более полезного питания, чем грудное молоко для новорожденного ребенка нет. Но иногда возникает ситуация при которой есть необходимость перевести ребенка на другое питание (нет грудного молока или мама не может кормить грудью). Искусственное вскармливание новорожденного ребенка требует правильного подхода и к выбору смеси и к следованию новому режиму питания. Консультация с педиатром является обязательным условием перед началом ИВ.

Показания для перехода на ИВ

Вскармливание даже самыми качественными смесями не сможет восполнить те микроэлементы, которые малыш получает вместе с молоком мамы. Поэтому введение адаптированного питания должно быть всегда обосновано. Педиатры выделяют несколько обстоятельств, когда искусственное вскармливание считается необходимым:

  • Тяжело протекающие роды, после которых мама должна восстанавливать свои силы;
  • Прием некоторых групп жизненно необходимых лекарств женщиной;
  • Инфекционные болезни мамы;
  • Отсутствие молока в железах груди или его недостаточность. Нехватка молока определяется контрольным взвешиванием малыша после кормления;
  • Невозможность кормления ребенка в связи с временным отсутствием. Это показание обосновано, когда нет условий для хранения сцеженного молока или период отсутствия мамы исчисляется неделями.

Недостаточность выработки молока вначале должна восстанавливаться с помощью препаратов, усиливающих лактацию. Искусственное вскармливание ребенка начинают проводить, только если эти препараты не приносят ожидаемого результата. Не нужно и полностью сразу вводить смеси, даже несколько грамм грудного молока полезны для организма малыша и лишать его этой пользы нельзя.

Плюсы и минусы использования искусственных смесей

Не все молодые мамы всерьез задумываются о том, что ждет их и малыша при переходе на использование детских смесей. Часто, только из-за своего удобства женщина лишает ребенка необходимых для его иммунитета и общего здоровья микроэлементов. Прежде чем принять решение о переходе на ИВ рекомендованной педиатром смесью нужно взвесить все преимущества и недостатки нового питания. К очевидным плюсам искусственного вскармливания ребенка относят:

  • Возможность кормления малыша другими родственниками. То есть мама спокойно может отлучиться по своим делам и не переживать, что кроха будет плакать от голода;
  • Вскармливая ребенка из бутылочки, мама всегда знает, сколько он кушает за один раз и, если есть проблемы с самочувствием, сразу замечает это по количеству оставшегося питания;
  • Появление всегда связано с видом смеси. Для того чтобы определить аллерген у ребенка на грудном вскармливании кормящей маме приходится полностью пересматривать свой рацион;
  • Смесь переваривается дольше, чем молоко, поэтому количество приемов пищи малышом сокращается.

Это одни из плюсов кормления смесями, но минусов гораздо больше:

  • Искусственники чаще болеют простудными заболеваниями, аллергиями в последующие годы. Этот факт объясняется отсутствием в их организме особых ферментов, которые малыш может получить только из молока мамы;
  • Использование бутылочек требует их постоянной стерильности. Если чистота не соблюдается, то возможно развитие диспепсических расстройств;
  • Малыши на вскармливании смесями часто страдают и периодического срыгивания – некачественная соска способствует заглатыванию воздуха;
  • При поездах с ребенком приходится брать с собой отдельную сумку со смесью, бутылочками, стерилизаторами, то есть лишний багаж;
  • Часто приходится менять несколько видов смесей для того чтобы найти самую подходящую;
  • Искусственное вскармливание ребенка подразумевает и определенные финансовые затраты. Хорошая смесь не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется раз от раза все больше.

Минусов от вскармливания смесями гораздо больше, чем плюсов и потому стоит сначала попробовать восстановить гиполактацию, а только потом прибегать к такой крайней мере.

Как смесь выбрать

Подбор смеси нужно обязательно согласовывать с педиатром. Врач знает особенности здоровья вашего ребенка и посоветует наиболее щадящее питание. Нужно и самостоятельно проявлять повышенное внимание к выбору смесей и обязательно соблюдать следующие критерии:

  • Срок годности – самое главное условие отсутствия нежелательных реакций. Выбирайте те коробки, где есть запас по времени использования в несколько месяцев;
  • Упаковка не должна быть вскрытой или деформированной. Наличие вмятин, царапин говорит о несоблюдении условий транспортировки, и такая смесь может быть испорчена;
  • Питание производится по возрастным категориям. Нельзя новорожденному ребенку давать смесь, предназначенную для детей более старшего возраста, несформировавшийся желудок и кишечник могут отреагировать серьезными заболеваниями;
  • Приучать малыша нужно с введения гипоаллергенных смесей;
  • Если у ребенка имеются определенные проблемы со здоровьем, то питание может содержать полезные для улучшения работы органов добавки. Смеси могут содержать травы для поднятия иммунитета, железо для лечения анемии.

Как приготовить питание

При искусственном вскармливании ребенка его самочувствие будет напрямую зависеть от того, как вы готовите смесь. Инструкция обязательно должна быть прочитана и следовать ее пунктам нужно обязательно.

  • Для разведения лучше всего использовать специальную воду в бутылках, при кипячении часть полезных веществ теряется. Если вода берется из под крана, то ее кипячение обязательно;
  • Необходимо полностью соблюдать дозировку. Превышение количество сухой смеси или недостаток воды могут привести к перенасыщению кишечника питательными веществами, а это отражается коликами, диспепсическими расстройствами. Недостаток сухой основы приводит к тому, что малыш капризничает, просит бутылочку не по времени;
  • Смесь разводят непосредственно в бутылочке, куда предварительно заливают воду с температурой не выше 50 градусов. Более высокая температура приводит к разрушению полезных бактерий;
  • После разведения смесь встряхивают и следят, чтобы не было комочков. Перед кормлением проверяют температуру – она не должна быть выше 37 градусов;
  • Отверстие в соске должно быть таким, чтобы малыш прилаживал определенные усилия к сосанию. Вытекание тонкой струйкой приводит к полному отказу от груди и к тому, что желудок начинает быстро растягиваться.

Смесь может готовиться и заранее, но храниться она должна в холодильнике не более суток и подогреваться в горячей воде.

Видео инструкция:

Как правильно кормить ребенка

Дети, находящиеся на скармливании смесями, часто весят гораздо больше своих сверстников, употребляющих молоко мамы. Это не так хорошо, как кажется, при повышенном ожирении возникают разнообразные проблемы со здоровьем. Чтобы избежать этого не нужно малыша перекармливать, обязательно нужно учитывать, сколько он выпивает и как долго может обходиться без бутылочки.

  • Бутылочку выбирают, когда малыш полностью питается смесями или их количество доходит до 2/3 от всего питания. Соска должна быть обязательно с узким отверстием, это не позволит малышу отвыкнуть от груди ();
  • Чайная ложечка используется, когда питается ребенок в основном грудью, а недостающий объем пищи получает в виде смесей;
  • Иногда ребенок отказывается и от бутылочки и от ложки, а накормить его нужно. В этом случае разведенную смесь вливают через шприц без иглы небольшими дозами.

Техника кормления

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  1. Малыш должен находиться в почти вертикальном положении, это удобно для сосания и не позволит захлебнуться.
  2. Следите, чтобы молоко полностью перекрывало соску, а воздух скапливался на дне бутылочки. Это не даст проникнуть воздуху в желудок.
  3. После кормления ребенка нужно подержать в вертикальном положении, чтобы попавший воздух вышел.

Читаем:


Если вы кормите малыша смесями, то это не значит, что его нужно оставлять одного. Малыш может захлебнуться молоком или потерять бутылочку. Важен и эмоциональный контакт мамы с малышом, поэтому держа его на руках можно спокойно наблюдать за сосредоточенным личиком крохи и отдыхать от домашних дел.

Соску на бутылочке нужно периодически менять, она быстро истончается, и смесь льется через отверстие непрерывной струей. Всегда нужно использовать смесь после приготовления или хранить ее в холодильнике. Остатки питание выливаются сразу же.

Малыш «искусственник» нуждается в более , это позволит восполнить дефицит недостающих микроэлементов.

Сколько молочной смеси должен съедать малыш:

Новорожденный ребенок в первый месяц жизни съедает от 700 до 800 мл адаптированной смеси за 8-10 раз. На 2-3 месяцы жизни количество смеси вырастает до 900 мл. При введении прикорма объем смесей уменьшается.

Считается, что ребенку достаточно питание, которое составляет 1/5 от его веса тела в сутки. То есть, если малыш весит 4 кг, то в сутки он должен выпивать 800 мл молока. В первые дни жизни малыш может выпивать по 30 – 40 мл за раз, в последующим до 100 мл. В связи с этим частота кормлений после первого месяца жизни уменьшается. Смотри материал:

Частота стерилизации бутылочки и соски для кормления:

В первый месяц жизни все бутылочки и соски нужно стерилизовать после каждого кормления. Сначала остатки смеси удаляются теплой водой и ершиком, затем все приспособления кипятятся в течение 10 минут. Лучше всего приобрести специальный стерилизатор, используя его, вы всегда будете уверены в чистоте посуды.

После первого месяца жизни достаточно промыть соску и бутылочку и сполоснуть их кипятком. Но все же следите, чтобы бутылочки тщательно промывались, особое внимание нужно уделить резьбе, труднодоступным местам, в которых бактерии могут размножиться за несколько часов.

Можно ли хранить приготовленную смесь:

Приготовленную смесь хранят при комнатной температуре не более 2-х часов, в холодильнике не больше 12 часов. Оставшиеся остатки смеси после кормления выливают, употребление такого молока через час может привести к отравлению.

Видео: Правильное кормление из бутылочки

Свободное ИВ

Потребность в еде у малыша в разное время суток не одинакова. Но все-таки необходимо придерживаться определенного графика с отклонением в полчаса в ту или иную сторону. Так вы будете всегда знать, во сколько малыш обычно кушает и сможете подгадать время визита в поликлинику или на прогулку. При соблюдении режима малыш проще засыпает и меньше подвержен избыточному увеличению массы тела,

Ситуации, при которых необходима замена смеси:

  • Смесь не подходит, вызывает , понос или запор, аллергические реакции;
  • Достижение определенного возраста. Малышу 6 месяцев смысла давать смесь для новорожденных нет;
  • Необходимость использования специального лекарственного питания.

Проблемы искусственного вскармливания:

Искусственное вскармливание ребенка считается в медицине «метаболическим стрессом» и потому вызывает самые разнообразные реакции. Аллергия, проблема со стулом, колики возникают в первые дни у большинства малышей. Кто-то из них привыкает, другим приходится менять смеси.

Комаровский

Кормление ребёнка – очень ответственный процесс. И начинается всё с выбора смеси. Чем накормить новорождённого или месячного ребёнка? Для малышей первого полугодия жизни она должна быть высокоадаптированной, то есть максимально похожей на .

Эта смесь называется «начальной», а на упаковке будет изображена единичка. Для детей старше шести месяцев предназначены «последующие» смеси, состав которых отвечает потребностям подросшего организма.

В них больше белка, жиров и микроэлементов. Упаковки обозначены цифрой «2».

Если ребёнок часто и больше положенного срыгивает, поможет антирефлюксная смесь. При нарушении переваривания пищи на помощь придут кисломолочные смеси, смеси с содержанием полезных бактерий.

При выборе смеси желательно посоветоваться с врачом. При покупке смеси надо обратить внимание на срок годности и целостность упаковки.

Также существуют смеси, в которые входят специальные компоненты, обладающие конкретным лечебным эффектом. Так, если в семье кто-то страдает аллергией, целесообразно начать с гипоаллергенной смеси.

Специально подготовленная посуда

Бутылочки, которые используются для кормления, должны быть заранее вымыты с ёршиком и простерилизованы. Это можно осуществить путём кипячения их в течении 5 — 10 минут или с помощью специального стерилизатора. Бутылка, в которой разводится смесь, должна быть сухой.

Соску следует подбирать с тем расчётом, что смесь из неё будет вытекать не струйкой, а по каплям. Это обеспечит активное сосание, а не просто проглатывание льющейся смеси. Что немаловажно для развития челюстно-лицевого аппарата.

Режим питания и распорядок

Это очень важный пункт. Грудничок получает свою еду по требованию. Сколько же раз надо питаться ребёнку на ИВ? График зависит от возраста. Так, новорождённый кушает 7 — 9 раз за сутки, ребёнок 2 — 5 месяцев – 6 — 7 раз, полугодовалому ребёнку необходимо питаться 5 — 6 раз в сутки.

Для этого сначала надо определить суточный объём пищи. То, сколько должен кушать малыш, зависит от его веса и возраста. Так, до двух месяцев ребёнку необходим объём пищи в размере 1 ̸ 5 от его веса, в 2 — 4 месяца – 1 ̸ 6, в 4 — 6 месяцев 1 ̸ 7 от массы тела, старше шести месяцев – 1 ̸ 8.

Например, ребёнок в 1 месяц весит 4,5 килограмма, тогда в сутки ему необходимо 900 миллилитров смеси. Необходимо помнить, что этот объём не должен превышать 1 л.

Чтобы определить объём смеси, необходимый для одного кормления, разделим суточный на необходимое число кормлений. Это будет 100 — 130 миллилитров смеси.

Бывает, что ребёнок съедает чуть меньше или больше. Небольшая разбежка возможна. Нельзя допускать систематический перекорм или недокорм. Для ребёнка это чревато ожирением или .

Объёмный метод, описанный выше, наиболее простой и удобный в использовании. При необходимости или при наличии проблем с весом доктор может рассчитать для конкретного ребёнка объём определённой смеси каллоражным методом и с учётом возрастной потребности в белках, жирах и углеводах.

Как приготовить смесь?

Необходимо использовать только кипячёную воду. В бутылочку заливается необходимый для одного кормления объём воды температурой в 50˚С и насыпается положенное количество смеси (подробно указано на упаковке). Всё тщательно встряхивается и перемешивается.

Как кормить смесью?

Как правильно кормить ребёнка? Перед кормлением необходимо убедиться в оптимальной температуре приготовленной смеси. Для этого капните ею на запястье (на ладонную поверхность). Её температура не должна ощущаться кожей.

Вымойте руки с мылом. Займите комфортное положение. В этом помогут специальные подушки, с использованием которых можно с удобством расположить и себя, и ребёнка. В таком случае кормление станет приятным отдыхом для кормящего и источником необходимого тактильного контакта для малыша.

Поэтому лучше взять его на руки. Если ребёнок склонен к чрезмерному срыгиванию, держать его лучше вертикально. В иных случаях – полувертикально.

Переверните бутылочку вверх дном, чтобы смесь полностью заполнила соску и горлышко, а воздух устремился к донышку. Это воспрепятствует заглатыванию воздуха ребёнком и развитию колик.

Необходимо следить, чтобы смесь из соски капала, а не лилась. Со временем соски изнашиваются и нуждаются в замене.

Если осталась готовая смесь

По правилам оставшуюся после кормления смесь надо вылить. Но немного храниться она всё-таки может. При один — два часа и не более полусуток в холодильнике. Перед тем, как покормить этой смесью, её необходимо подогреть до приемлемой температуры.

Допаивание

Искусственное питание ребёнка необходимо дополнять жидкостью – водой, слабыми отварами шиповника и чая (не обычного, который мы с вами пьём ежедневно, а детского, травяного).

В жару и в помещении с сухим воздухом величину выпитого необходимо увеличивать на 50 — 100 мл. Также стоит следить и за состоянием здоровья ребёнка.

Деткам, которые вскармливались смесью, прикорм начинают вводить раньше, чем грудничкам. С 4 — 4,5 месяцев им уже начинают давать , с 5 – кашу.

Как узнать, что смесь ребёнку не подходит?

Зачастую подобрать смесь с первого раза не получается. Что об этом будет свидетельствовать?

  • нарушение пищеварения;

Если после приема пищи ребёнок много срыгивает и ̸ или начинается понос или запор, смесь не подходит. Когда нарушения есть, но они незначительны, её можно на неделю оставить. Если за это время ничего не изменится, питание надо менять;

  • аллергические проявления.

Самый первый признак аллергии – сыпь (дерматит). Это могут быть как единичные её элементы, так и сливающиеся пятна по всему телу.

Чаще развиваются реакции на смеси на основе коровьего молока. Заменить их можно на смеси на основе гидроизолята белка и изолята сои или на смеси, которые приготовлены на основе ;

  • дефицитные состояния.

Развитие у ребёнка железодефицитной анемии, гипотрофии или иного заболевания, связанного с недостатком определенных веществ, требует подбора специальной смеси с лечебным эффектом.

Полноценное и адекватное питание залог гармоничного роста и развития вашего малыша!

Грудное вскармливание уникально по своей природе, потому что лишь материнское молоко может обеспечить малыша не только необходимым количеством жиров, микроэлементов, витаминов (причем в оптимальном для усвоения состоянии), но и такими биологически активными веществами, как ферменты, гормоны, иммуноглобулины, лейкоциты. Эти компоненты очень трудно или даже невозможно ввести в состав искусственных смесей. Недаром в настоящее время ученые предлагают законодательно запретить использование в литературе (или в информации о смесях) терминов "заменители материнского молока", так как такие смеси просто не могут быть созданы. Помимо этого чисто практического значения, важность грудного вскармливания неоспорима для психологического комфорта мамы и малыша, взаимопонимания "матерей и детей" с первых дней жизни.

Однако существуют обстоятельства, при которых грудное вскармливание невозможно. И тогда малыш переводится на искусственное вскармливание, т.е. вскармливание ребенка молочными смесями.

Когда малыша переводят на искусственное или смешанное вскармливание?

  1. Медицинские обстоятельства: случаи тяжело протекавшей беременности и родов, требующих восстановления сил матери, прием лекарственных препаратов, проникающих в грудное молоко, инфекционные заболевания и др.
  2. Недостаточная выработка (контрольные взвешивания показывают, что малыш недостаточно прибавляет в весе, и попытки стимуляции безуспешны).
  3. Невозможность постоянного кормления грудью в ситуациях, когда мать вынуждена оставлять ребенка под наблюдением кого-либо, а сцеженного или замороженного молока оказывается недостаточно.

Если у мамы нет возможности кормить ребенка грудью, то чувство вины не должно отягощать ее отношения с ребенком.

Можно ли хранить приготовленную смесь?

Если ребенок крепко засыпает к концу кормления, не высосав все из бутылочки, вылейте ее содержимое. Остаток смеси ни в коем случае нельзя оставлять до следующего кормления. Все предметы, необходимые для искусственного вскармливания, как и детскую посуду, нужно сразу после кормления промыть под струей теплой воды, удаляя остатки смеси ершиком для бутылочки и сосок. После этого посуду необходимо стерилизовать (либо кипятить в течение 10-15 минут, либо используя электрический стерилизатор).

Далее все принадлежности для кормления охлаждаются до комнатной температуры и выставляются на чистое полотенце. Делать это следует в течение 1-го месяца жизни ребенка, потом достаточно промывать бутылочку кипяченой водой.

Свободное искусственное вскармливание

Ребенок в разное время суток съедает различное количество пищи, и потребность в еде у него неодинакова. Дети, находящиеся на свободном вскармливании, лучше прибавляют в весе, чем дети на строго дозированном питании.

Однако при искусственном вскармливании врачи советуют использовать частично свободное вскармливание - способ, при котором имеются определенные часы кормления, количество пищи дается по желанию ребенка, но в определенных пределах.

В бутылочку наливают на каждое кормление обычно на 20-30 мл больше, но пищу дают в фиксированные часы (допустимо отклонение в течение 30 минут). Это позволяет правильнее определить оптимальную потребность малыша в пище. Если ребенок не съедает полностью предложенное ему количество пищи, не следует его насильно докармливать.

Возраст, мес. 0-1 2 3 4 5 6 7 8 9 9-12
Блюда и продукты
Адаптированная молочная смесь, мл 700 - 800 800 - 900 800 - 900 800 - 900 700 400 300 - 400 350 200 200
Фруктовый сок, мл По показаниям* 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Фруктовое пюре, г По показаниям* 5 - 30** 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Творог, г - - - - - 40 40 40 40 40
Желток, г - - - - - - 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре, г - - - - 10 - 150 150 150 170 180 200
Молочная каша, г - - - - - 50 - 150 150 150 180 200
Мясное пюре, г - - - - - - 5-30 50 50 60 - 70
Кефир и другие кисломолочные продукты или цельное молоко, мл - - - - - - 200 200 400 400
Хлеб пшеничный в.с., г - - - - - - - 5 5 10
Сухари, печенье, г - - - - - 3 - 5 5 5 10 10 - 15
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г - - - - 3 3 3 5 5 6
Сливочное масло, г - - - - - 4 4 5 5 6
* Введение продукта определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка и степени адаптации используемого в его питании заменителя женского молока.
** Пюре вводится через 2 недели после введения сока.

Ситуации, при которых приходится менять смесь:

  • индивидуальная непереносимость смеси, чаще проявляющаяся аллергической реакцией;
  • в достижение возраста, в котором можно переходить с первой ступени на вторую (5-6 месяцев); причем если ребенок хорошо переносил ту или иную смесь, то желательно, чтобы последующая смесь была с тем же названием;
  • необходимость введения лечебных смесей (при возникновении аллергии, срыгивании и т.д.; лечебные смеси следует вводить только по назначению врача);
  • переход с лечебных смесей на адаптированные, после устранения состояния, целью коррекции которого была введен, лечебная смесь.

При искусственном вскармливании прикорм вводят в 4,5-5 месяцев, тогда как при грудном вскармливании это делают позже - в 5-6 месяцев. Это обусловлено тем, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, получают в составе заменителя женского молока значительное количество "чужеродных" пищевых веществ, что ведет к известной адаптации ребенка к "чужеродному" питанию. Следует отметить, что сроки введения прикормов выбирают индивидуально, после обсуждения с педиатром, который наблюдает малыша.

  1. Начинать , необходимо с небольшого количеств, продукта, постепенно его увеличивая. В первый день прикорм дают в количестве 3-5 чайных ложек, в течение 10-12 дней доводят до полного объема одного кормления.
  2. Давать прикорм нужно перед кормлением смесью, с ложечки.
  3. Нельзя вводить два новых продукта одновременно.
  4. Блюда прикорма должны быт пюреобразными, В них не должно быт мелких кусочков, которые могут вы звать затруднения при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позднее - и к более плотной пище.
  5. После введения прикорма не обходимо установить 5-разовый режим кормления.
  6. Первый прикорм вводится в одно из дневных кормлений, лучше всего - в 10 или 14 часов.

Овощное пюре считается предпочтительным для первого прикорма у здоровых детей на искусственном вскармливании, оно более богато витаминами, минеральными веществами, пектинами, клетчаткой, которые необходимы для растущего организма. Введение прикорма необходимо начинать с одного вида овощей: кабачков, тыквы, цветной капусты, брокколи, зеленого горошка, картофеля, который не должен составлять более 20% общего объема овощей.

Каши (рисовая, кукурузная, гречневая) вводятся как прикорм через месяц после введения овощей (не ранее 6 месяцев). После 8 месяцев можно вводить и глютенсодержащие крупы (овсяную, манную). Кашу дают ребенку начиная с 1-2 чайных ложек, постепенно доводя ее количество до 120-150 г в день и добавляя 3-4 г топленого сливочного или растительного масла. После каши можно дать малышу фруктовое пюре.

Творог , как источник полноценного белка и некоторых незаменимых аминокислот, солей кальция и фосфора, следует назначать здоровым, нормально развивающимся детям не ранее 5-6 месяцев для обогащения белком блюд прикорма. Количество творога к году не должно превышать 50 г, чтобы избежать высокой солевой и белковой нагрузки на почки ребенка.

Желток сваренного вкрутую куриного яйца следует давать с 6-7 месяцев. Более раннее его введение часто приводит к возникновению аллергических реакций. Желток дают ребенку в протертом виде, смешав с небольшим количеством смеси, начиная с минимальных доз (на кончике ложки) и постепенно доводя его количество до 1/4-1/2 в день. Позднее желток добавляют в кашу или овощное пюре. Лучше давать желток 2 раза в неделю.

Мясо в рекомендуется вводить начиная с 7-7,5 месяцев. При наличии у ребенка непереносимости белков коровьего молока лучше отказаться от введения говядины и телятины, а использовать мясо кролика, белое мясо индейки, курицы и нежирную свинину. При анемии мясное пюре назначают с 5-5,5 месяцев. В 8-9 месяцев мясное пюре заменяют фрикадельками, к концу года - паровыми котлетами. Мясной бульон ребенку первого года жизни давать не рекомендуется, так как пищевая ценность его незначительна, кроме того, он богат экстрактивными веществами, обладающими аллергизирующим действием.

gastroguru © 2017