Выбор читателей
Популярные статьи
Или что такое феминное / маскулинное поведение (что такое гендерный
стереотип поведения) - если выражаться научно? Прежде всего,
бросается в глаза то, что гендерные стереотипы в разных культурах
весьма разнятся друг от друга и, следовательно, не являются
чем-то заданным биологически (есть физиологическая разница
между мужчиной и женщиной, но мы то говорим не об этом). Под
культурой в данном контексте я понимаю не только страну, народ
(в конкретную историческую эпоху), но и более частные проявления.
Гендерные стереотипы
могут быть различными в разных возрастных
группах, даже в разных районах одного города у представителей
одной национальности, живущих в одно и то же время. Причем
часто могут подлежать строгой регламентации и, соответственно,
табуироваться совершенно неожиданные (для постороннего наблюдателя)
вещи. Скажем, у индейцев Южной Америки мужчины имеют право
переносить тяжести исключительно на плече. Наш мужчина, который
несет в руках авоську, по их понятиям - женственный, не мужчина.
Чем больше степень патриархальность общества, тем более строгой
регламентации подлежит внешность, одежда, стиль поведения
мужчины и, соответственно, женщины. С другой стороны, нормы
мужественности и женственности и в отдельно взятой культуре
не являются чем-то неизменным.
На моих глазах менялся стандарт того, что могут носить, во что могут
быть одеты мужчины (во всяком случае, молодые). Кольца, перстни
на руках, сережки, приталенная тенниска, брюки в обтяжку,
с ног сшибающий парфюмерный дух - такой парень в годы моего
детства не прошел бы по городу (в некоторых районах - точно!)
и сотни метров.
Его бы избили, как "педика", просто
как выходящего за нормы допустимого для мужчины (Гомофобия - гражданский долг стадного человека!).
Сейчас же никто не будет сомневаться в гетеросексуальном, "мужском" статусе такого парня. Каждый человек мужского и женского пола (женщины - тоже люди, если кто не знает) с первых дней жизни начинает воспринимать и принимать господствующие в его культуре стереотипы поведения того пола , принадлежность к которому он осознает. В пределах этой никем не сформулированной, но от этого не менее строго регламентирующей нормы имеется, естественно, некоторая степень свободы, позволяющая, к примеру, мальчику быть более или менее "женственным" (с точки зрения данной культуры, само собой), не привлекая к себе внимание ровесников, родителей, взрослых.
В этих группах: ровесники, родители, взрослые - в каждом случае имеются свои особые требования к тому "каким надо быть". Помните - как важно в мире подростков "правильно" свистеть, сплевывать на асфальт слюну, носить кепку (и пусть мальчик только попробует одеть берет!)?
Не могу удержаться от улыбки, при воспоминании от однажды виденной картины. Впереди меня шли три подростка. На ногах у всех троих были примерно одинаковые кроссовки, футболки одинаково выпущены из брюк, на голове... бейсболки. У всех троих они были повернуты козырьком назад, при чем немного набок, влево. И вот самое смешное - угол вот этого поворота набок можно было у всех троих проверять угломером - погрешность была бы не более градуса. Как бы я зауважал пацана, который бы посмел повернуть кепку не в ту сторону или, вообще, козырьком вперед. Впрочем, боюсь, что вслед за такой сильной личностью и двое других одели бы бейсболки точно так, как он.
Здесь очень важный момент для последующих размышлений. В людях
чрезвычайно развито стремление - быть, как все. Точнее, человек
есть результат компромисса между его стремлением к унификации,
чтобы "не выделяться", вписываться в некую "свою"
группу, и его же желанием проявить свою индивидуальность, чтобы его заметили.
Следование нормам "правильного" поведения дается не всегда легко. При чем дело не в сексуальной ориентации. Отнюдь не редкость гетеросексуальные мужчины и женщины, у которых поведение, внешность и т.п. с трудом вписывается в "норму". Во многих культурах предусмотрены своеобразные предохранительные клапаны, куда можно сбросить психологическое напряжение, рожденное постоянным страхом пред "несоответствием".
Вспомните, с каким удовольствием мужчины переодеваются в женщин,
ведут себя "как женщины" на свадьбах, на каких-нибудь
студенческих капустниках (КВН!), на холостяцких вечеринках,
на сцене, в конце концов. И я ни в коей мере не подвергаю
сомнению их ориентацию. Гетеросексуальному мужчине также нелегко
постоянно соответствовать установленному образцу мужественности.
Ну, вот. Теперь можно приступать, собственно, к размышлениям
о том, почему существуют женственные геи, в чем роль
хабальства в жизни геев и как к нему относится? В предыдущем предложении
три вопроса. Как мне кажется, именно эти три аспекта проблемы
(если это проблема!) и следует различать при обсуждении темы.
И последнее. Я постоянно употребляю термины "хабальство", "хабалка", как общепонятные. Если кто-то до сих пор не вполне понимает, о чем идет речь, поймет из дальнейшего.
Анализируя гомосексуальность в исторической перспективе, обычно начинают со времен античности. Я - не исключение. Просто о данном времени существует наиболее богатая литература. Если говорить не о гомосексуальности вообще, а том ее аспекте, что служит предметом сегодняшних моих рассуждений, то можно с уверенностью утверждать, что и в античные времена уже существовали "прародительницы" современных хабалок. У Апулея в его "Золотом осле" находим эпизод, когда один из служителей Сирийской богини приводит к своим "подругам" осла:
"- Девушки, вот я вам с рынка хорошенького раба привел!
А девушки эти оказались толпой развратников, которые сейчас
же возликовали нестройным хором ломающихся, хриплых, пискливых
голосов, думая, что для их услуг действительно припасен какой-нибудь
невольник..."
Абсолютно аналогично описывают древние авторы гомосексуальных проституток - кинедов. Важно то, что в сознании античного человека различались вступавшие в "дозволенные" однополые отношения мужчины (активная позиция - взрослый мужчина, пассивная - подросток, юноша) и "развратники". Такими считались взрослые мужчины, которые вследствие их развращенности (по мнению древних) или ради денег практиковали пассивную позицию. Юноша мог быть немного "женственным" на определенном периоде своей жизни, а потом без всяких последствий (с точки зрения нарушения гендерного стереотипа) для себя повзрослеть и стать мужчиной.
Взрослый, пассивный гомосексуал
вызывал удивление. Ему приписывались: крикливость, яркость
(недостаток с точки зрения античного человека), карикатурная
женственность (не настоящая женственность - покажите мне женщин,
которые ведут себя так, как наши "девки лютые"!),
то есть похожесть на женщин-проституток.
Существовали и тогда уже равноправные, партнерские отношения
двух мужчин (да и женщин). У мужчин это, так называемые, комасты
или побратимы. Лукиан в своем диалоге "Две любви"
устами героя утверждает, что и такого рода отношения имеют
сексуальную природу. В системе отношений Ахилл-Патрокл, Орест-Пилад
речь не шла, кто из них активный, кто пассивный. Поэтому никто
из них не был "женщиной". Но тема такого рода отношений
наиболее неохотно обсуждалась античным обществом.
Но мы все же не об этом. Для нас будет достаточно констатировать наличие уже в античном обществе групп гомосексуальных людей, которые обладали (или им приписывали обладание) чертами, сходными с нашими отечественными хабалками. Их клиенты (активные), попутно замечу, как бы соответствовали всем нормам маскулинности. Знакомая картина - не правда ли?!
Недавняя историяТема моей статьи все же не исторический очерк. Поэтому я пропущу множество стран и эпох. Оглянемся только на то, что было в родных пределах каких-нибудь двадцать лет назад. Советское время с его преследованием гомосексуалов загнало "голубую субкультуру" в подполье. "Хабальство" играло в этой субкультуре одну из важнейших ролей.
У гомосексуалов (мужчин) того времени было две альтернативы:
или совершать редкие набеги в те места, где можно было найти
партнера для обезличенного секса (плешка), или объединяться
в небольшие группы (связанные через отдельные контакты с другими
подобными группами). Такие группы возникали вокруг тех же
плешек (вечерние посиделки на лавочках у общественного туалета
в парке). Альтернативой плешке были домашние кружки друзей.
В обоих случаях хабальство, игра в "женщин" - с
женскими кличками, обращением друг к другу на "ла",
некоторое намеренное кривляние, преувеличенное внимание сексуальным
моментам ("Ой, девАчкИ, я вчерА тАкой сАсАла!")
- служили сигналом, кодом - вокруг все "свои".
Хотя многое и тогда зависело от сложившихся в данной группе
традиций. Особенно это касается домашних кружков, где люди
знали друг друга лучше, и не было такой нужды что-либо доказывать.
В таких случаях возникали группы, не практикующие хабальства
или, во всяком случае, такие, которые практиковали его в мягкой
форме (шутки, приколы на сексуальные темы, без излишнего акцента на "женскость").
Позволю себе пример (их будет много!) для иллюстрации, хоть уже из другого времени. Летом 2001 года наш Центр в рамках антиспидовской программы проводил тренинг, связанный с психологическими аспектами осознания своей гомосексуальности. В середине тренинга участников тренинга разбили на две группы. Одна должна была записать все слова, которые служат для обозначения геев в обществе, другая - слова, которыми геи называют друг друга сами. Так получилось, что в первую группу попали луганчане, во вторую те, кто приехал из Мариуполя. Сразу скажу, что второй список был в несколько раз обширнее. Геи оказались по-настоящему изощреннее "натуралов" в придумывании обидных (и просто похабных) прозвищ себе подобным.
Это, кстати, о том, как мы уважаем себя сами. Но дело даже не в этом. Луганчане тоже были поражены тем, насколько богат у геев Мариуполя словарный запас. В Луганске говорить друг с другом так - было не принято (возможно, есть в том заслуга и работы Центра, у нас посетители привыкли, что можно говорить о своей гомосексуальности и обычным языком). В Мариуполе же, как оказалось, никого не шокировало, если, встречаясь на улице, два гея приветствовали друг друга словами, которые я в силу цензурных соображений не могу здесь процитировать. Не печатать, же сплошные звездочки!
Манерность, если верить многим словарям, представляет собой особое поведение – вычурное и неестественное. Это свойственно не только многим девушкам, но и парням, которых нередко принимают за геев вне зависимости от их сексуальной ориентации. Нередко отсутствие простоты и естественности, манерность доставляет много проблем девушкам и юношам.
Манерность дает весьма неприглядную внешнюю картину: человек, который отводит мизинец, держа вилку, или имеет привычку закатывать глаза и сильно жестикулировать, говорить с МХАТовским драматизмом, выглядит так, будто старается соответствовать неким непонятным ему самом канонам. Иными словами, такой человек похож на деревенщину, которого случайно пустили на светский фуршет.
Конечно, осознавать за собой такие черты очень неприятно. Все эти манерность, вычурность, отсутствие простоты и естественности так и отталкивают людей. Нередко человек пытается , но от этого все становится только хуже, и глупые ужимки и усмешки выходят как-то самопроизвольно, от нервов.
Для начала постарайтесь определить, откуда вы вообще взяли такую манеру держаться. Ведь как избавиться от манерности, если не понять ее истоков? Понаблюдайте за родителями, близкими – нередко манеру общения мы перениманием у них.
Второй вектор – обратите внимание на свои любимые фильмы и мультфимы. Чем манернее их герои, тем больше вероятность, что ваше поведение основано на их влиянии.
Старайтесь окружать себя нормальными, с вашей точки зрения, людьми, смотрите серьезные фильмы с хорошими актерами. Чем больше примеров простого поведения вы будете видеть, тем естественнее пройдут ваши перемены.
Неплохо было бы заснять себя на камеру и обратить внимание, какие фразы и жесты вас особенно портят. Запомните их и вспоминайте в ситуации, когда вы можете сорваться и повторить их.
Нередко манерность возникает от . Заведите тетрадь, в которую ежедневно заносите несколько своих сильных сторон, успехов, всего того, что ценят в вас люди и цените в себе вы. Перечитывая такие записи, вам будет проще поверить в себя и чувствовать себя непринужденно – что и позволит вам держаться естественно.
Некоторые люди в такой ситуации даже обращаются к психологу – но психолог не сможет поменять ваше поведение за вас, он только покажет вам направление. Поэтому для начала попробуйте оказать себе помощь самостоятельно.
Аннотация
О том что такое манерность у геев. Автор проводит паралеллели страха манерного поведения с внутренней гомофобией, выдвигая свою причину презрения к манерным людям. Мнение было опубликовано на гей-форуме. Здесь мы приводим адаптированную версию.
Рыская по анкетам на сайте знакомств, часто натыкаешься на вопрос "Что вам больше всего не нравится в людях нетрадиционной ориентации?", и часто приходится видеть ответ - это уже запостулированное слово - МАНЕРНОСТЬ. Иногда начинает казаться, что это уже не просто слово в понимании геев, а ярлык, навешиваемый по желанию того кто посчитает нужным его навесить. Это слово как огонь, о который боятся обжечься. Каждый трактует смысл по-своему. Одни приписывают ему женственную внешность, другие - женские черты в поведении.
Рыская по анкетам на сайте знакомств, часто натыкаешься на вопрос "Что вам больше всего не нравится в людях нетрадиционной ориентации?", и часто приходится видеть ответ - это уже запостулированное слово - МАНЕРНОСТЬ. Иногда начинает казаться, что это уже не просто слово в понимании геев, а ярлык, навешиваемый по желанию того кто посчитает нужным его навесить. Это слово как огонь, о который боятся обжечься. Каждый трактует смысл по-своему. Одни приписывают ему женственную внешность, другие - женские черты в поведении.
Говоря о манерности, я говорю именно о тех проявлениях, которые зачастую имеют ввиду геи: растягивание гласных, непринуждённая со странностью походка, какие-то движения руками и т.п. - это малозаметные черты, составляющие образ, они сложны для восприятия и ещё более сложны для описания.
Цитата: Примечание редактора
Значение слова Манерный по Ефремовой:
1. Неестественно изысканный в манерах; жеманный.
2. Лишенный простоты, естественности (о поведении, манерах и т.п.).
Значение слова Манерный по Ожегову:
Манерный - Лишенный простоты и естественности, с жеманными манерами
По отношению к манерности весь гей-мир разделился на четыре стороны света.
Первые
- те, кто, несомненно, не обладает никакими чертами манерности и такие люди могут уважать людей вокруг себя и не высказываться так яро и жестоко.
Вторые
- те, кто подавляет в себе манерность, но не высказывается негативно.
Третьи
- те, кто подавляет в себе манерность и высказывается негативно.
Четвёртые
- те, кто манерен, и всё равно относится негативно.
По поводу последнего типа, могу добавить - смешно когда молодому парню, осознавшему, что он гей и начавшему общаться с себе подобными, обязательно сообщат о всех разновидностях парней и упомянут "манерных". После этого мальчик будет ходить и рассуждать о манерности в других с огромным апломбом, не замечая её в самом себе, даже если она присутствует в нём по полной программе!
Но ведь манерностью могут обладать далеко не только геи, а женственная внешность присуща многим натуралам. Хотел бы я посмотреть на этих «мужественных и натуральных геев», так ненатурально отдающихся своему парню в сексе... Где та грань, после которой наигранного «женского» считают слишком много?
Кое-кто говорит о существовании ещё так называемого хабальства - как о некой искусственной манерности, прилюдном кривлянии, как бы подчёркивая, что сама по себе манерность естественна и отличается от наигранного стиля поведения, а основная разница между ними – лежит между естественностью и наигранностью.
Цитата: Примечание редактора
ХАБА"ЛКА, и, ж. (простореч. вульг. бран.).
Грубая, нахальная женщина.
Соответственно гей хабалка - грубый, нахальный гей (?)
Понимая, что прилюдное кривляние некультурно, лично я сомневаюсь, что в большинстве случаев то, что воспринимается наигранным - наигранно. Такой же наигранностью я могу назвать стоны мужественного мужчины в сексе.
Мне всегда было интересно, кто так яро ненавидит манерных геев. Неужели самодостаточные люди, личности? На сайтах знакомств геи, увидев фотку парня, обладающего какими-то женственными чертами, начинают писать сообщения, которые и закоренелые гомофобы не додумались бы написать. Когда я слышу слово "манерность" - возникает отторжение. Почему? Это стало уже стадным инстинктом. Почти любой любит доказывать, что настоящие геи, это те которые ведут себя как натуральные мужики, но просто спят с парнями, вот такая у них особенность. У меня вопрос, а те самые манерные, получается, не настоящие геи? Такая логика пугает. Если у тебя есть чёлка, то ты не имеешь права быть, значит ты не гей – ты хабалка или п*довка или что-то ещё оскорбительное. Грустно, когда люди делят друг друга на "достойных" и изгоев «п*довок». Когда-то я думал, что геи - самые толерантные люди. В итоге, оказывается, что самыми толерантными я могу назвать только нескольких натуралов из своего круга общения.
Пока я нашёл лишь один ответ. Большинство геев хотят чувствовать свою принадлежность к основной части общества. Они считают натуралов нормой и хотят быть частью этой нормы. Это страх, страх отколоться от нормальности, желание выглядеть лучше в глазах окружающих, не быть "чмырём" и "гнойным пид*ром". Таким образом, они как бы отделяют свою собственную гомосексуальность, говоря о том, что ЭТО к НАМ отношения не имеет. Но по факту - ЭТО - внутренняя гомофобия. Стоит задуматься, кто же реально сильнее, мужественнее, свободнее? Те, кто бруталят направо и налево, унижая непохожих на себя? Или же те, кто живёт в гармонии с собой и миром, неважно, как бы мир ни относился к ним?
Манерность имеет право на существование хотя бы потому, что это проявление свободы, которая напрямую не затрагивает свободу других и не ущемляет чужие права. Брутальному мужику ведь никто не указывает, как следует себя вести, он уверен в том, что живёт и ведёт себя правильно. Хочется, чтобы геи сняли, наконец, этот ярлык манерности и посмотрели правде в лицо, задумались о причинах такой ненависти, поняли, наконец, что помимо них, "нормальных", есть "ненормальные", но естественные в своём роде. Никогда гей-сообщество не будет готово к заключению браков, открытой любви, если в нём самом происходит дискриминация. Большинство геев просто сами не готовы к свободе, потому что, в первую очередь, не могут признать свободу другого человека жить так, как он считает нужным, пусть это и отлично от их поведения и представлений о жизни.
Статьи по теме: | |
С чем носить джинсовую куртку: модный этикет
Джинсовая одежда никогда не выйдет из моды. Она практична и идеально... Где и как добывают алмазы в мире
Мировой алмазный рынок представлен добычей и торговлей необработанными... Черные тату (блэкворк) Тату в стиле блэкворк
За блэкворком чаще всего приходят те, кто собираются закрашивать старые... |