В какие праздники можно работать на огороде, в доме, во дворе? Приметы на праздник георгия победоносца

Егорьев день - Народное название праздника православной церкви в честь великомученика Георгия. День памяти отмечается дважды в год: и 26 ноября/9 декабря. Русские крестьяне говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

В русской народном календаре Георгий Победоносец считался одним из главных святых. Празднование Егорьева дня приходилось на ранневесенний период народного календаря. Св. Георгий был олицетворением созидающих сил природы; Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Св. Георгий оживлял землю, выпуская на волю росу, Св. Георгий, если его попросить, дает полям первый дождь.

Первый день чествования св. Георгия был установлен в эпоху раннего христианства в память о его мученической смерти, по преданию, через усекновение головы. Второй день памяти, осенний, является установлением русской православной церкви. В народном представлении св. Егорий воспринимается как зачинатель весны. В весенний день св. Егория в первый раз выгоняли в поле скот и стегали его вербой. Верба – растение, которое первым оживает с наступлением весны, и ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота. Повсеместно этот день считался пастушьим праздником. В среднерусской полосе к этому дню были приурочены земледельческие обряды: крестные ходы на засеянные поля, молебны с обращением к св. Егорию, катание по земле и егорьевской росе рано утром. На Украине говаривали: «Святой Юрий по полю ходит, хлеб-жито робит, росу спускает». Крестьяне верили, что, зарытые в межи, остатки пасхальных кушаний, вместе с молитвой к св. Георгию о ниспослании урожая, охранят посевы от градобития.
Крестьяне верили, что вода, освящаемая в Юрьев день, имеет благотворное влияние на рост полевых культур. Во время крестного хода этой водой окропляли посевы, траву, на которой должен пастись скот.
В ряде российских губерний только с праздника св. Георгия начинали сеять яровые хлеба, овес, ячмень и огородные культуры.

Как и с другими народно-православными праздниками, с этим днем связано множество примет, наблюдений, поговорок, которые свидетельствуют о народной мудрости и предсказывают судьбу будущего урожая. «»Кукушка кукует до Егория – к неурожаю», «На Егорья мороз – будет просо и овес», «Егорий с водой, а Никола с травой», «»На Егорья мороз – под кустом овес». «На Егорья мороз – гречи хороши», « На Юрья роса – будет добрая проса», «На Юрья роса – не надо коням овса», «Не хвались на Юрьев день посевом, гордись на Николин травою», «Ранний горох сей до Георгия, поздний – после Георгия», «С Георгия начинают сажать свеклу, сеять морковь и рассаду», «Сей рассаду на Георгия – будет щей вдоволь».

Егорий Зимний завершал хозяйственные хлопоты и сроки наймов. Егорий Зимний - поверья, связанные с днем Егория Зимнего, соприкасаются с поверьями Егория Вешнего. Считалось, что в этот день змеи, потерпевшие поражение от св. Георгия, становятся очень злыми, а Егорий Зимний старается защитить от них людей и животных. В одной из легенд рассказывается о том, как змеи пытались ужалить св. Параскеву Пятницу, которая шла по лесу в день Егория Зимнего, но Егорий отогнал змей. Св. Георгий считался также покровителем волков: осенью, когда волки голодны, именно св. Георгий дает им пищу.

В русской христианской традиции Георгий (иначе Егорий или Юрий) Победоносец считается одним из самых почитаемых святых. Видимо поэтому день памяти великомученика Георгия отмечается православной церковью дважды – весной и осенью, 6 мая и 9 декабря.

Осенний Егорий включён в календарь гораздо позднее его весеннего варианта, тогда как Егорий Вешний существовал уже в раннехристианскую эпоху и был установлен в память о мученическом конце Святого Георгия. За долгие века существования День Святого Георгия Победоносца приобрёл в народе множество других названий: Юрьев день, Юрий Вешний, Егорий Тёплый, Егорий Голодный, Юрий-скотопас, Отмыкание Земли, Конский праздник, День Егория Храброго.

Немного истории

Будущий святой Георгий появился на свет в зажиточной христианской семье у подножия Ливанских гор. Родители с детства прививали умному и храброму мальчику любовь к истинному Богу и вырастили из сына достойного христианина.

Повзрослев, Георгий выбрал в качестве жизненного призвания военную службу, где вскоре благодаря своему незаурядному уму и непревзойдённой храбрости сделал блестящую карьеру, став главным военачальником и любимцем императора Диоклетиана.

Однако правитель слыл непримиримым врагом всех христиан и был очень разочарован, когда узнал, что его приближённый тоже исповедует ненавистное учение. Диоклетиан пытался склонить Георгия к отречению от Иисуса сначала уговорами, а затем и истязаниями.

Однако стойкость и сила веры храброго военачальника была такова, что он с презрением отверг все предложения и не раскаялся даже под пытками. В конце концов, терпение императора истощилось, и весной 303 года он приказал казнить непокорного подданного.

С тех пор в народной традиции Святой Георгий представлен могучим воином, властелином над всеми природными явлениями, который может победить ненастье и засуху, защитить от неурожая и голода, является покровителем всей домашней скотины, ограждая её от злых сил и болезней.

Традиции и обряды Егорьева дня

У всех славянских народов Егорий Вешний считался началом весенних забот, когда на полях появлялись первые всходы озимых, земля достаточно прогревалась для сева, а на пастбищах уже было достаточно свежей травы для выпаса скота. Поэтому все праздничные ритуалы были связаны именно с весенними крестьянскими хлопотами.

  • В Юрьев день заботливые хозяева чистили и досыта кормили скотину, а затем впервые выгоняли на луга из зимнего хлева. При этом обязательно было подстёгивать животных веточкой цветущей вербы – символа возрождения природы после зимней спячки. Считалось, что использование прутиков именно этого дерева, первым отзывающегося на весеннее тепло, сделает коров, коз и овец более плодовитыми.
  • Одновременно на Юрия-скотопаса чествовали и пастухов, проводя особенный ритуал окликания Егория. Кроме того, их в этот день было принято хвалить и угощать яичницей, а также дарить небольшие подарки.
  • Вторым по значимости ритуалом на Юрия Тёплого были всеобщие молебны о богатом урожае с обращением к Св. Георгию, совершаемые на засеянных полях, а также обязательные крестные ходы, кропление пастбищ, посевов и всходов святой водой.
  • К религиозным ритуалам принято было добавлять и языческие, заключавшиеся в катании по свежевспаханной и засеянной земле. Это делалось лишь с одной целью – вырастить обильные хлеба и кормовые культуры.
  • Кроме этого, наши предки практиковали кувыркание на рассвете в траве, покрытой утренней росой. Они были уверены в её невероятных целебных свойствах. Потому недужные непременно втирали лечебную влагу в больные места, а у здоровых после ритуала обязательно прибавлялось жизненных сил.
  • Для этих же целей в День Отмыкания Земли праздничные семейные трапезы было принято устраивать прямо на свежевспаханном поле. По окончании пиршества в межи закапывали остатки угощения (скорлупу от яиц и кости ягнёнка или поросёнка), чтобы защитить урожай от болезней и погодных катаклизмов, особенно от градобития.
  • У южных славян Юрий-скотопас был традиционно связан с овцами. В этот день проводили их ритуальное доение и первый замер количества молока, украшая скотину венками из цветов и луговых трав. А вот иметь дело с шерстью (прясть её или вязать) было категорически запрещено. Знающие хозяйки даже не смотрели в сторону рукоделия, так как знали, что нарушение табу может привести к падежу скотины или её потраве волками.
  • Среди многочисленных праздничных ритуалов важное место занимали действия по защите от непогоды. Одним из самых эффективных оберегов считались воткнутые по углам поля прутики освящённой вербы или изготовленные из них крестики, а также церковные свечи.
  • Чтобы отогнать от скотины и посевов нечистую силу, в западно-русских землях на Егория Вешнего обязательно разводили за околицей большие костры, вокруг которых устраивали ритуальные игры, песни и хороводы.
  • В белорусской традиции Святой Георгий считается опекуном не всей скотины, а именно коней. Поэтому на Конский праздник кроме праздничного застолья, песен и танцев обязательно устраивали конные состязания.
  • Особенно богатое застолье на Юрьев день было гарантировано ещё и потому, что именно в это время отменялся строгий запрет на употребление в пищу свежей зелени и овощей, молочных продуктов и молодого мяса, не снимавшийся даже после Великого поста.
  • Существовало на Егория Храброго и ещё одно табу. Оно связано с любыми работами, где нельзя было избежать сильного шума. Например, не били валками бельё при стирке, не пользовались мельницами, не ткали. Считалось, что у тех, кто нарушает этот запрет, весь урожай погибнет от града.

Приметы на Юрьев день

Большая часть народных и церковных праздников окружена многочисленными приметами. День Егория Вешнего открывает весенне-летний сельскохозяйственный сезон, и потому большая часть связанных с ним поверий призвана предсказать будущий урожай.

  • Наши предки были уверены, что если кто-то услышит до 6 мая кукование кукушки, то на хороший урожай можно было уже не надеяться. Зато заморозки, нагрянувшие в Юрьев день, гарантируют щедрый урожай овса, гречи и проса.
  • Перспективы будущего урожая зерновых и овощей определяли и по берёзовым листьям. Если они отличались необычно крупным размером, то рожь и пшеница, а также все корнеплоды обещали уродиться в изобилии.
  • Осадки на Георгия тоже служили предсказанием. Они обещали дружные всходы кормов и богатый сенокос, а значит, высокие надои и отсутствие проблем в содержании скота не только летом, но даже грядущей зимой.
  • Обращали внимание и на ветер. Холодные северные порывы предупреждали, что настоящая осень наступит до срока и урожай окажется под угрозой заморозков. А вот ласковое, тёплое дуновение южного зефира обещало ранее лето.
  • Растущая Луна, сильные порывы ветра и затянутое облаками небо на Егория Вешнего предвещали нашим предкам затяжное ненастье.
  • Ясная и тихая погода, особенно поутру, была предвестником хорошего урожая ранних посевов, а вот такие же условия в вечернее время сообщали, что более удачным окажется результат поздней посадки зерна и овощей.
  • По погоде в ночь на 7 мая определяли, каким будет урожай огурцов. Для этого на улице до утра оставляли мокрое полотенце. Если на рассвете оно оказывалось сухим, то зеленцы обещали уродиться в невероятном количестве. Ткань, оставшаяся влажной, предостерегала, что на обилие овоща в этом сезоне рассчитывать не приходится.
  • Погодные перспективы на Егория могли предсказать и насекомые. Если комары собирались в кучки, то впереди были погожие и тёплые деньки, а вот отсутствие надоедливой мошкары предупреждало о затяжных холодах.
  • Не все приметы на Юрьев день касались скота или посевов. Например, в этот праздник нельзя было не только ругаться, но и просто громко и излишне эмоционально разговаривать. Наши предки были уверены, что нарушившего этот запрет может вскоре насмерть поразить грозой.

6 мая 2018 года отмечается церковный праздник Егорий Вешний (Юрьев день) или день памяти Георгия Победоносца

7 мая 2018 года отмечается народный праздник Егорий Вешний или Юрьев день. Церковь вспоминает сегодня праведника и великого мученика Георгия Победоносца, являющегося одним из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные – Егорий и Юрий.

Георгий Победоносец - христианский святой, особенно почитаемый на Руси. Во время правления императора Диоклетиана он пострадал за веру, после восьмидневных мучений был обезглавлен. Перед смертью Георгий сумел сокрушить идолов в храме Аполлона и обратить в христианство жену самого императора - Александру. Также этому святому приписывается победа над змеем, опустошавшим земли. Этот сюжет известен каждому, кто хоть раз видел герб Москвы.

По преданию, святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Палачи тщетно старались выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

По приметам, если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес. Если день выдался теплым – лето будет ранним.

Традиции и обряды на Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года

Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года, будучи народным праздником, имеет массу традиций и обрядов, примет и поверий, многие из которых все еще актуальны.

Традиционно в народе этот день посвящают земле, а также домашним животным и уходу за ними. Именно с Егория Вешнего люди начинают заниматься основными полевыми работами. В этот праздник народ проводит специальные обряды, чтобы земля была плодородной и дала хороший урожай. Для этого на засеянных нивах проходят молебны, а также землю окропляют святой водой.

Хозяева в Юрьев день 6 мая уделяют особое внимание скоту и домашним животным, чистят их, моют, дают вкусный и сытный корм.

Также Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года считается праздником пастухов.

А потому в этот день народ задабривает этих работников, дарит им подарки, угощает яичницей.

Согласно народному поверью, в Юрьев день 6 мая нельзя работать с шерстью. Женщины не прядут и не вяжут и вообще стараются не прикасаться к шерсти в этот праздник. Так как в народе говорят, что в противном случае волки могут утащить овец.

День святого Юрия (праздник Георгия Победоносца): приметы и что нельзя делать в этот день

Известно, что Георгий Победоносец всегда по-особенному почитался в христианской вере. В честь воина-великомученика в армии даже был учрежден георгиевский орден. История гласит, что когда его попросили отказаться от христианства, он не просто не отказался, но и пережил пытки над телом. После 7 дней жестоких пыток он чудесным образом исцелялся, а на 8-й день его казнили. Но видя чудесное исцеление, люди увидели силу веры и многие обратились в христианство, за что его чтят и сегодня. 6 мая в праздник Георгия Победоносца люди соблюдают приметы и главные запреты Дня святого Юрия.

День святого Юрия: приметы праздника

6 мая издавна наши предки внимательно следили за природой в попытках спрогнозировать свое будущее. Рекомендуем ознакомиться и вам.

  1. Сильный дождь на Юрия - травы много вырастет.
  2. Теплая погода на Юрия - скоро лето наступит.
  3. Растущая луна, сильный ветер, который гонит облака на сумрачном небе - такая погода будет сохранятся еще довольно долго.
  4. Появилась роса - будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, или же на деревьях заметен иней - гречиха уродится.
  5. Комары 6 мая в стаи сбиваются - жди потепления.
  6. Сильно разлились реки на Георгия Победоносца - примета того, что много травы будет на Николин день (22 мая).
  7. Ясное, безветренное утро 6 мая - ранние посевы будут удачными и будет богатый урожай.
  8. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет - урожай огурцов будет богатым.
  9. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая - хлеб успеет созреть до первых морозов.

Немало примет в Юрьев день 6 мая 2018 года связано с погодой.

Если Юрьев день выдался теплым и погожим, то лето наступит рано.

Мороз в этот день говорит о том, что уродятся овес и просо.

Если на Егория Вешнего 6 мая 2018 года будет ливень, то это говорит о том, что летом будет много травы, а соответственно и сена.

Если ветер в этот день с севера подует, то осенью рано ударят морозы.

Крупные листья на березах сулят урожайное лето.

В народе говорят, что в Юрьев день 6 мая нельзя ни с кем ругаться и ссориться, а также громко разговаривать, кричать и спорить. Иначе может ударить грозой.

Что нельзя делать в праздник Георгия Победоносца

Запреты в День святого Юрия такие же, как и в любой другой религиозный праздник (нельзя шить, вышивать, заниматься полевыми работами, ругаться). Но есть и своя специфика.

Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Более того, говорят, что их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались, иначе ждите негативных последствия.

  • если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • такими действиями вы можете потерять свою кормилицу (в данном случае речь про корову, которая больше не сможет давать молока).

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!
Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

Во святой земле, православной,
Нарожается желанное детище
У тоя ли пре Мудрыя Софии;
И нарекает она по имени
Свое то детище Георгий,
По прозваньицу Храброй.
Возростает Георгий Храброй
Промеж трех родных сестер,
От добра дела не отходючи,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи.
Как и стал он, Георгий Храброй,
Во матёр возраст приходите,
Ум-разум сознавати,
И учал он во те поры,
Думу крепкую оповедати
Своей родимой матушке,
А и ей ли, премудрой Софии:
«Соизволь, родимая матушка,
Осударыня, премудрая София,
Ехать мне ко земле светло-Русской
Утверждать веры христианские».
И дает ему родимая матушка,
Она ли, осударыня премудрая София,
Свое благословение великое:
Ехать ко той земле светло-Русской,
Утверждать веры христианские.
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле светло-Русской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Бесерменскую веру побеждаючи.

На те леса, на темные,
На те леса, на дремучие;





«Ой вы, леса, леса темные!
Ой вы, леса, леса дремучие!
Зарбститеся, леса темные,

Раскиньтеся, леса дремучие,
По крутым горам, по высокиим,
По божьему все веленью,
По Георгиеву все молению,
По его слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, моленью!»
Зарастали леса темные
По святой земле светло-Русской,
Раскидалися леса дремучие
По крутым горам, по высокиим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те горы, на высокие,
На те холмы на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити;
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, горы, горы высокие!
Ой вы, холмы, холмы широкие!
Рассыптеся, горы высокие,
По всей земле светло-Русской,
Становитесь, холмы широкие,
По степям, полям зеленыим,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,

Рассыпалися горы высокие
По всей земле светло-Русской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те моря, на глубокие,
На те реки, на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, моря, моря глубокие!
Ой вы, реки, реки широкие!
Потеките, моря глубокие,
По всей земле светло-Русской,
Побегите, реки широкие,
От востока да и до запада,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Протекали моря глубокие
По всей земле светло-Русской,
Пробегали реки широкие
От востока да и до запада.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На тех зверей, на могучиих,
На тех зверей, на рогатыих;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, звери, звери могучие!
Ой вы, звери, звери рогатые!
Заселитеся, звери могучие,
По всей земле светло - Русской,
Плодитеся, звери рогатые,
По степям, полям без числа,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
И он, Георгий Храброй, заповедует
Всем зверям могучиим,
Всем зверям рогатыим:
«А и есть про вас на съедомое -
Во полях трава муравчата,
А и есть про вас на пойлипо -
Во реках вода студеная».
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле светло-Русской;
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На то стадо, на змииное,
На то стадо, на лютое;
Хочет он, Георгий, туто проехати

И стадо змииное возговорит
Ко тому ли Георгию Храброму:
«А ли ты, Георгий, не ведаешь,
А ли ты, Храброй, не знаешь:
Что та земля словом заказана,
Словом заказана, заповедана.
По той земле, заповеданной,
Пеш человек не прохаживал,
На коню никто не проезживал.
Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
Воротися ты, Храброй, сам назад».
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал Храброй на стадо змииное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змииное;
А на третий день ко вечеру
Посек, порубил стадо лютое.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На ту землю светло-Русскую,
На те поля, реки широкие,
На те высоки терема, златоверхие.
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити.
Как и тут ли ему, Георгию,
Выходят навстречу красны девицы,
Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
Тридцать три года не вступаючи
С высока терема, златоверхого,
А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
Держим на роду велик обет:
Отдать землю светло-Русскую,
Принять от тебя веру крещеную».
Примает он, Георгий Храброй,
Ту землю светло-Русскую
Под свой велик покров,
Утверждает веру крещеную
По всей земле светло-Русской.

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш Храбрый...
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им - идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор- ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне - следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на- мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым - он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Праздник 6 мая - Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца . Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он - особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» - разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы , припасенными с Вербного воскресенья . Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, - эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки - они могли повторяться еще до 40 раз.

Праздник 13 мая - день Якова Теплого

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальный день для девиц, которым не терпелось поскорее найти своего суженого. В этот майский день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться - всю жизнь маяться ». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У странной на современный взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливой станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один майский день в самом деле мог накормить целый год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае - означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасенной заранее мартовской талой водой. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, - вода защищала их не только от недугов, но и от всякой неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова - Звездоночник - говорит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздник 21 мая - Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще одного из апостолов - брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелий, которое он написал по просьбе христиан, желающих больше узнать о ранних деяниях Христа. На Руси Богослова прозвали Пшеничником, поскольку в день его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтобы она уродалась в достатке, обычай требовал испечь обрядовый пирог из лучшей пшеничной муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяйка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и желали доброго урожая. Если же никаких путешественников на дороге не встречалось, обетный пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжайше запрещено.

В Иванов день полагалось умилости- вить духов вспаханной нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и женские обязанности. На- пример, с посевом пшеницы связан один забавный обычай. Сеять ее должны были только мужчины, причем раздетые догола. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старых порток. Наши предки верили, что таким образом они заключают брачный союз с землицей- матушкой и в свое время она разродится обильными хлебами. Женщины не имели права присутствовать при проведении ритуала - они могли «испугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Примерно к XIX столетию этот обряд исчез из обихода, но долго еще старики по деревням жаловались, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого дня, как и во многие другие дни мая, определяли, каким будет урожай. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница должна была уйти на подати. А если одинокий жа- воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычайно щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, потому что первые обряды в этот день начинались еще до рассвета, а работать следовало до той поры, пока последний лучик солнца не скроется за линией горизонта.

gastroguru © 2017